Немецкий историк: Нельзя молчать, если закрываются выставки и запрещаются спектакли

June 15, 2018

Геббельс на выставке ''Дегенеративное искусство'' в Берлине, 1938 г. Слева - работы Эмиля Нольде. Справа - скульптора Герхарда Маркса

Кристоф Цушлаг (Christoph Zuschlag), искусствовед, историк, профессор Рейнского университета имени Фридриха Вильгельма в Бонне, специализируется на присвоенных нацистами произведениях искусства. Наука, которая занимается изучением истории происхождения культурных объектов (по-немецки Provenienzforschung), сейчас завоевывает немецкие университеты. Открываются новые кафедры и факультеты, а в Бонне готовится магистерская программа, которая не имеет аналогов в мире. Одна из исторических эпох, с которой придется интенсивно работать студентам, - время национал-социалистической диктатуры в Германии.

Среди спрятанных, похищенных, уничтоженных нацистами культурных объектов многие относятся к так называемому "дегенеративному искусству" (так его называли власти "третьего рейха"). DW попросила профессора Цушлага рассказать об этих черных страницах истории.

Кристоф Цушлаг Кристоф Цушлаг

Кристоф Цушлаг: Война национал-социалистов против "дегенеративного искусства", как они его заклеймили, - это была война против модернизма: экспрессионизма, против авангарда, против всего, что было характерно для первой половины 1920-х годов. Нацисты изымали и уничтожали культурные ценности из музеев, галерей и частных собраний. Больше всего от этого пострадали экспрессионисты.

DW: Что подтолкнуло нацистов на борьбу против искусства?

- Они очень рано поняли, что культурные ценности можно использовать в своих корыстных целях. В первые же месяцы после прихода к власти, а именно - 7 апреля 1933 года, национал-социалисты издали закон, с помощью которого они уволии тех директоров музеев и видных деятелей Академии художеств, которые не были "истинными арийцами" или не разделяли взглядов новой власти. Среди них оказались Отто Дикс (Otto Dix), Пауль Клее (Paul Klee), Кете Кольвиц (Käthe Kollwitz). Места, на которых раньше были люди искусства, заняли нацисты. Они начали устраивать специальные экспозиции - как, например, "комнату страха" (Schreckenskammer) в Мангейме.

- Чем они хотели испугать публику?

- Национал-социалисты прибегали к термину "большевизм в культуре" ("Kulturbolschewismus"), который должен был негативно настроить публику не только по отношению к выставленным культурным объектам, но и к Советскому Союзу. Такая деталь: картины развешивались в экспозиции специально без рам, чтобы тем самым подчеркнуть, что они не имеют никакой ценности.

- И немецкое общество сразу возненавидело все, что было нового в искусстве?

- Надо сказать, что этому этапу предшествовал другой. Почва была подготовлена еще в кайзеровской Германии и в Веймарской республике. Общество относилось к иностранному модернистскому искусству очень враждебно. Когда в 1910 году бременский художественный музей Kunsthalle приобрел картину Ван Гога, был поднят настоящий скандал: мол, с какой стати деньги немецких налогоплательщиков тратятся на покупку работ нидерландского художника!!

А в 1930-е годы нацисты осознали, что если все ловко обставить, то посетители будут испытывать негативные эмоции и критиковать картины "дегенеративных художников", приходить в ужас от сумм, которые были уплачены за них, и радоваться, что наконец-то кто-то положил конец этому безобразию. В общем, слава "фюреру"! Кроме того, пропаганда ставила знак равенства между "дегенеративным искусством"  и (еще один нацистский термин) "еврейско-большевистской" культурой, - хотя немногие из разгромленных художников были евреями и коммунистами. Но нацистам важно было создать образ врага. Картины стали средством борьбы против евреев и Советского Союза.

- А как сегодня? Можно ли тут провести параллели? Ведь и в наши дни есть страны, власти которых преследуют художников, что-то запрещают в сфере искусства?

- Использовать искусство в корыстных политических целях стали впервые не национал-социалисты, и с ними, к сожалению, это не закончилось. Свобода искусства в Германии гарантирована пятой статьей Основного закона, но и в демократических странах (я уже не говорю о других) существуют угрозы свободе творчества, свободе искусства. Вспомните недавний случай, когда британский музей убрал из экспозиции картину из-за акций феминисток (потом, правда) вернул ее обратно.

Свобода искусства нужна обществу. В изобразительном искусстве, в драматическом и музыкальном театре, в кино поднимаются темы, которые важны для общества. Люди искусства провоцируют, нащупывают, где проходят границы, отменяют табу. Нельзя молчать, если закрываются выставки и запрещаются спектакли. Надо поднимать общественную дискуссию, защищать свободу творчества.

Источник