Виктория КАРПОВА и Анатолий СИНИЛО Портрет Доминика V Иеронима Радзивилла. Атрибуция и история бытования

February 7, 2017

Портрет князя Радзивилла работы неизвестного художника начала ХIХ века поступил в Новгородский музей в 1947 г. из Германии.

Более подробных сведений в учетной документации музея не значится[1].

На портрете имеются номера, прочитать которые, на первый взгляд, представлялось затруднительным: на лицевой стороне в правом нижнем углу «№79». На оборотной стороне в левой верхней четверти красным карандашом «156 (перечеркнуто). На брусках подрамника «ГМ 179(?)»,«112 гкг (перечеркнуто), 320 гкг».

Портрет поступил с уже имеющейся «легендой», как портрет князя Радзивилла. Однако было неясно, кто именно из Радзивиллов изображен на портрете, да и сама принадлежность портретируемого к знаменитому роду требовала подтверждения.

Изучение иконографии представителей несвижской линии Радзивиллов I-й половины XIX века позволило установить, что на портрете изображен князь Доминик V Иероним Радзивилл (1786–1813) – последний наследник по мужской линии Несвижской ветви рода Радзивиллов, князь, XI-й ординат Несвижа, племянник Кароля Станислава Радзивилла (Пане-Коханку). Доминик Радзивилл родился 4 августа 1786 года в Бяла-Подляске в семье князя Иеронима Винсента Радзивилла (1759-1786) и его супруги принцессы Софии Доротеи Фредерики фон Турн-и-Таксис (1758-1800), троюродной сестры Российской императрицы Марии Федоровны. [2]

Доминик Иероним, потерявший отца в год своего рождения, до 4 лет воспитывался своим дядей Каролем Станиславом Радзивиллом, X-тым ординатом несвижским, одним из самых богатых и влиятельных дворян своего времени. После смерти бездетного Пане Коханку, Доминик унаследовал владения несвижской линии Радзивиллов. По закону Российской империи малолетний князь не мог являться полноправным владельцем имущества до достижения совершеннолетнего возраста. Над Домиником Радзивиллом была учреждена опека. Пока опекуны, среди которых были родственники князя Матей, Михаил и Юзеф Радзивиллы, пытались справиться с экономическими трудностями, связанными с управлением имениям и огромными долгами, оставшимися после Пане Коханку, Доминик жил с матерью, а после ее смерти до совершеннолетия находился при дворе князя А. К. Чарторыйского в Пулавах.

В 1804 году по совету князя Чарторыйского Доминик приехал в Санкт-Петербург, где он был представлен Александру I, как один из самых богатых подданных российского императора. Александр принял Радзивилла весьма благосклонно, лично назначил камергером двора. Этому предшествовало принятие Домиником присяги российским властям.

В июле 1805 молодой ординат приезжает в свою родовую резиденцию Несвиж. О своей встрече с князем Домиником в Несвиже оставил воспоминания известный поэт, журналист и мемуарист Фаддей Венедиктович Булгарин (1789-1859):

«Когда я приехал к нему в Несвиж, он был на двадцать втором году возраста, недавно еще вышел из опеки, и вступил в управление огромным своим имением… Это был если не dernier des Romains, то наверное последний пан польский, в таком смысле, как в старину разумели панов или вельмож... Князь Доминик Радзивилл был прекрасный и стройный молодой человек, хорошего роста. Он был белокур, черты лица имел правильные и приятные, и хотя был несколько рябоват, но это нисколько его не безобразило. Во взгляде его и в улыбке выражалась чистая, благородная, кроткая душа. На нем был светло-синий фрак и светлое исподнее платье. На груди князя были знак Малтийского ордена и звезда Виртембергского ордена св. Губерта, которую он получил, кажется, при рождении, как принадлежащий к фамилии, по матери своей княгине Тур и Таксис»[3].

Особое внимание Ф. Булгарин уделяет описанию роскошных конюшен князя Радзивилла, отмечает великолепие родовой резиденции, красоту и хорошее экономическое положение Несвижа.

Архивист, исследователь Болеслав Таврогинский, после изучения документов по истории Несвижа отметит, что князь Доминик очень много делал для своего города. Он открыл Доминиканскую гимназию. При нем Несвиж получил название «Маленькая Варшава»[4].

 В 1807 г. Доминик Радзивилл заключает брак с Изабеллой Мнишек, и в том же году вступает в эпатажную связь со своей замужней кузиной Теофилией Старженской (ур. Моравской).

В 1808 г. князь начинает бракоразводные процессы, обошедшиеся ему в баснословную сумму два миллиона злотых. Первенец Доминика и Теофилии  Александр - Доминик (1808 - 1859), родился до венчания родителей, и был лишён владельческих прав Российской Империей. После получения развода Доминик в 1809 г. женился в Несвиже на Теофилии. В конце октября 1809 г. супруги отправились в путешествие по Европе. Odwiedzili Berlin gdzie gościli u Antoniego Radziwiłła. Посетили Берлин, Париж, Вену. В Париже у них родилась дочь Стефания (1809—1832), уже законная. В мае Доминик и Теофилия 1810 возвратились в Несвиж.

В декабре 1810 года князь Радзивилл принимает для себя судьбоносное решение, поступает на службу в армию герцогства Варшавского и становится во главе 5–ти тысячного уланского полка в коронном войске, вооруженного и экипированного на собственные средства.

Надеясь на возрождение Речи Посполитой, молодой князь нарушает присягу, данную в Петербурге, присягает Наполеону, становится его адъютантом и выступает на стороне французского императора.

Во время войны 1812 года 8-й уланский полк, под командованием полковника Доминика Радзивилла, входил состав 15-й бригады легкой кавалерии генерала Юзефа Немоевского I - го корпуса резервной кавалерии генерала де Нансути.

В составе Великой армии 8-й полк 24 июня форсировал Неман, а через 4 дня уланы Радзивилла вслед за своим полковником первыми вошли в Вильно[5].

Кавалеристы 8-го уланского полка, под командованием Радзивилла, участвовали в ожесточенных боях под Островной, Смоленском, Можайском, где князь Доминик был легко ранен, отчаянно сражались на Бородинском поле и понесли огромные потери. Как боевая единица полк еще участвовал в битвах при Вороново и Тарутино, где был практически уничтожен и перестал существовать как воинское соединение. Во всех этих битвах Доминик Радзивилл показал себя храбрым боевым офицером. По свидетельству современников, его верховая езда и безумная отвага восхищали не только Наполеона, но даже Иохима Мюрата, самого блестящего кавалериста Великой армии [6].

В декабре 1812 года полковник Радзивилл вместе с остатками наполеоновской армии покинул пределы Российской империи. Было понятно, что война проиграна, и с иллюзиями о возрождении Речи Посполитой в границах 1772 года следует расстаться. Князь Радзивилл имел возможность изменить свою судьбу и воспользоваться прощением Александра I. Но он предпочел остаться в рядах тех польских частей, которые до конца служили Наполеону, своей второй присяге он не изменил. В ходе Саксонской кампании 1813 года он отличился в сражении при Лейпциге, 31 октября 1813 года получил тяжёлую контузию головы в сражении при Ганау, был привезён в Лаутерекен, где и умер 11 ноября 1813 года в возрасте 27 лет. Друзья князя, среди которых были Ю.Б. Залуский и Л. Дембровский[7], много сделали для сохранения его памяти. Генерал В.К. Красинский заложил в его честь костел.

Имения Доминика Радзивилла были секвестрированы, а после его смерти оба майората – Олыкский и Несвижский указом Александра I были переданы князю Антонию-Генриху Радзивиллу, наместнику Познанскому, из линии майоратских владельцев Клецка. Несвижская ветвь Радзивиллов угасла.

Наполеон по достоинству оценил преданность и отвагу своего адъютанта. 27 октября 1812 года Доминик Радзивилл был переведён с чином майора в 1-й полк шеволежёров Императорской гвардии. 4 августа 1812 года он награжден орденом Почетного Легиона, 4 мая 1813 года произведен в Офицеры Почётного Легиона. Орден Почетного Легиона присутствует на портрете из собрания НГОМЗ, кроме того, на портрете есть еще польский орден Воинской доблести (Virtuti Militari), которым Доминик Радзивилл был награжден в 1811 году, а так же упомянутые Ф. Булгариным звезда и знак Мальтийского ордена, и Баварский орден Святого Губерта.

Портреты Доминика Радзивилла сохранились в музеях Украины, Литвы, Польши и Германии. Все они датируются ХIХ веком, и в подавляющем большинстве, считаются работами неизвестных художников.

Обращает на себя внимание идентичность ракурса, схожесть костюма, в том случае, если это гражданский костюм, и прически на большинстве портретов. Меняются только детали изображения. Исходя из высоких художественных качеств произведения из коллекции Новгородского музея, можно предположить, что именно этот портрет послужил эталонным произведением для последующих реплик, большая часть из которых исполнены после смерти изображенного.

В процессе работы была уточнена датировка портрета. Доминик Радзивилл изображен с орденами, последний из которых Орден почетного легиона, был получен им в 1812 году. По визуальным наблюдениям, микроскопическим исследованием можно было сделать вывод, что ордена написаны одновременно с портретом.

Все регалии были написаны, после того, как выполнен фрак, по уже просохшему красочному слою. Выполнены они одновременно, одной и той же рукой, поскольку принцип формообразования и используемые краски идентичны. Кракелюр, появившийся в процессе старения красочного слоя, охватывает все слои живописи. Таким образом, можно было предположить, что портрет написан в 1812 году. Однако, такая датировка, учитывая военное время, вызывала определенные сомнения. Исследования в инфракрасных лучах (Ил. 2)[8]и рентгенограмма, выполненная в области изображения орденов, выявили в нижележащем красочном слое изображение ленты, надетой через правое плечо, масонского знака «Пламенеющая звезда» и висящего на груди ключа. (Ил 3). Известно, что на территорию Речи Посполитой, вошедшей в состав Российской империи, масонство начинает активно проникать в конце XVIII в. - первой четверти XIX в. Одной из главных задач местных масонский лож было возрождения бывшей государственности. В 1810 г. в Несвиже возобновляет деятельность ложа «Счастливое освобождение», видным членом которой был князь Доминик Радзивилл. Он имел 4-ю степень посвящения, исполнял должность обрядоначальника до 1820 г. [9] Знак, аналогичный тому, что виден на рентгене, опубликован в каталоге выставки «Премудрость Астреи. Памятники масонства XVIII – первой трети XIX века в собрании Эрмитажа». Он атрибутирован как знак мастера ложи «Пламенеющая звезда».[10] В описании отмечено, что знак представляет собой наложенные друг на друга равносторонние треугольники с языками пламени, в нижней части подвешен ключ мастера. Знак прикреплен к розетке (розетка отчетлива видна на рентгене) на зеленой муаровой ленте. Однако мы не имеем сведений о том, что Доминик Радзивилл мог занимать должность досточтимого мастера ложи. По мнению известного специалиста по истории масонства Д.Д. Лотаревой  очевидно, что это знак степени посвящения Шведской системы, начиная с шестой, но более вероятно, что с седьмой степени. Возможно, что ключ, подвешенный к гексаграмме, - это Ключ всезнания.[11]

Исходя из возраста изображенного, наличия под записью масонского знака, можно предположить, что портрет написан в 1810-1811 годах.

В 2012 году в Новгородский музей поступило письмо о сотрудничестве из Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж». Сотрудники музея - заповедника «Несвиж» выразили уверенность, что портрет, в настоящее время, принадлежащий Новгородскому музею, ранее находился в коллекции Несвижского замка и обратились с просьбой о предоставлении им цифрового изображения портрета князя Радзивилла для последующего изготовления копии картины и экспонирования этой копии в Белом зале Несвижского замка.

Юридическим отделом Новгородского музея был составлен договор, в котором в Несвиж было предоставлено цифровое изображение портрета Доминика Радзивилла. В настоящее время копия портрета выполнена и экспонируется в Несвижском замке.

С помощью коллег из Несвижского музея и авторов статьи удалось полностью установить историю бытования произведения.

Документальные материалы, предоставленные сотрудниками Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж», а также сохранившиеся архивные фотографии из семейного архива князей Радзивиллов, кон. ХIХ - нач. ХХ вв. с интерьерами Несвижского замка, на которых портрет Доминика Радзивилла, хранящийся ныне в Новгородском музее-заповеднике хорошо просматривается, не оставляют сомнений в происхождении произведения из Несвижа. (Ил. 4).

В основу собрания Несвижского замка была положена коллекция князя Николая Христофора  Радзивилла Сиротки (1549 – 1616). На протяжении XVI – XX вв. неоднократно проводилось её описание. Инвентари дают представление о масштабе и составе этого собрания: в 1779 г. – 989 произведений, в 1857 г. – 211 памятников, в 1928 г. – 256 экспонатов[12].

Согласно описи 1939 г. в Несвижском дворце было 264 произведения, среди них в “Белом зале” находился портрет Доминика V Иеронима Радзивилла размерами 1,5*1,0 м. В первой половине 1941 г. большая часть картинной галереи Радзивиллов была передана в открывшуюся Государственную картинную галерею БССР в Минске  [13](теперь Национальный художественный музей Республики Беларусь).

Коллекция картинной галереи БССР во время Второй мировой войны была вывезена в Германию. В конце войны обнаруженные в Германии экспонаты, свозились в Берлин, а затем советской специальной комиссией были отправлены в Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов в г. Пушкине. По прибытию экспонаты распределены между музейными собраниями СССР[14]. В это время, а именно в 1947 г., портрет Доминика Иеронима Радзивилла оказался в Новгородском музее.

По номерам сохранившимся на лицевой и оборотной сторонах портрета можно более точно установить историю портрета. Номер «156», написанный красным карандашом поставлен перед отправкой произведения в Германию. Подобные номера присутствуют и на других экспонатах из белорусских музейных собраний. Номера «112 гкг» и «320 гкг», свидетельствуют о принадлежности портрета Государственной картинной галерее БССР[15]. Номер 79, написанный белой краской на лицевой стороне портрета, относится к инвентарю, составленному при описи имущества замка в 1857 году.[16] Такие же номера имеются и на других портретах из Радзивилловской галереи Несвижского замка.

В описи портретов и картин Несвижской галереи за последнюю четверть 19 века, в покоях князя Станислава под №79 также упоминается портрет князя Доминика V Радзивилла. Размеры не указаны, но в сноске отмечено – «поколенный, недавно реставрирован»[17].

Портрет Доминика Иеронима Радзивилла большого формата, который находился в Несвижском замке, упоминает и Владислав Сыракомля. В своих знаменитых заметках «Вандроўкі па маіх былых ваколіцах», он пишет: «Художественную ценность представляют и позднейшие картины, где нарисован во весь рост король Станислав-Август (художник Геский) и князь Доминик Радзивилл (художник Дамель)»[18]

Сообщение В. Сырокомли интересно тем, что он называет автором портрета известного художника, виртуозного рисовальщика, выпускника Виленского университета – Яна Дамеля (1780-1840). При составлении описи картин и портретов несвижского дворца в 1939 г. по утверждению княгини и художника Врублевского, указано, что автором портрета Доминика V Радзивилла является известный французский живописец Луи Давид-1812 г[19].

 Портрет князя Доминика Радзивилла с подобной атрибуцией, но со знаком вопроса, хранится в Германии во дворце Шиллингсфюрст в коллекции кн. Константина Гогенлое - Шиллингфюрста. На этом портрете Доминик Радзивилл изображен в военном мундире со всеми наградами, в полный рост, Портрет написан художником Богдановичем и является копией с возможного оригинала Луи Давида[20].

Вероятность написания портрета из Новгородского музея, учитывая, несомненно, высокое мастерство произведения, и биографию князя, обоими художниками, достаточно высока.

Однако каких либо документов, подтверждающих наличие заказов Луи Давиду – Радзивиллами, нами на сегодня не обнаружено. В тоже время документы о выполнении для князей Радзивиллов, живописных работ Яном Дамелем сохранились в Национальном историческом архиве Беларуси. В письме, датированном 24 июня 1808 г. доверенное лицо Доминика Иеронима Радзивилла Михал Мацкевич, сообщает Дамелю, что отправил в Виленское казначейство сто червонных злотых ассигнациями и просит, чтобы художник, отдал подателю письма законченное произведение [21]. В несвижском архиве сохранилась расписка Дамеля о получении им указанной суммы денег [22].  Такая солидная сумма могла быть уплачена художнику за выполнение произведения большого формата.

Белорусский искусствовед О. Баженова пишет, Ян Дамель еще со времени своего обучения и работы в Виленском университете (1799-1816) входил в круг людей, близких к Несвижскому замку. С Иеронимом Леоном Радзивиллом Дамеля связывали общие знакомые[23].

В книге Б. Таврогинского, изданной в 1937 г. об истории Несвижа, была помещена иллюстрация портрета Доминика V Иеронима Радзивилла из коллекции замка идентичного портрету из новгородского собрания [24].(Ил. 5)

Б. Таврогинский не указывает автора портрета Доминика V Иеронима Радзивилла, но относит этот портрет к школе Я. Рустема. Ян Рустем преподавал в Виленском университете, а Дамель был его учеником. Это косвенно может подтвердить версию, об авторстве Дамеля. Для того, что бы сделать окончательное атрибуционное заключение, необходимо провести технико-технологические исследования портрета Доминика V Радзивилла из собрания Новгородского музея-заповедника, и сравнить полученные данные с эталонными произведениями Я. Дамеля.

Портрет четырежды подвергался реставрационному вмешательству. Имеются два реставрационных паспорта, датируемые 1962 г., 2003 г. и 2015 г. В паспорте 1962 г. реставратором Якимовым отмечено, что произведение ранее прошло реставрацию, в результате чего авторский холст дублирован и натянут на новый подрамник. Подрамник выполнен со скосами, раздвижной, на колках. Дублировочный холст имеет плотную мелкозернистую структуру. В районе прорывов холста подведен реставрационный грунт и выполнены тонировки. В реставрационный лак при предыдущей реставрации в небольшом количестве были добавлены золотистый пигмент и бронзовый порошок для придания картине так называемого галерейного тона.

Исходя из аутентичных номеров, имеющихся на подрамнике и дублировочном холсте, можно предполагать, что первая реставрация портрета была произведена в довоенное время, вероятнее всего до 1939 года, реставратором высокой квалификации. Однако со временем дублировочный клеевой состав стал хрупким, вследствие чего стала происходить локальная раздублировка холстов и наблюдаться отставания грунта и красочного слоя.

 В 2003 г. художником – реставратором Новгородского музея-заповедника Бодиной Т.Н. выполнено полное описание состояния памятника. По визуальным наблюдениям авторский холст среднезернистый, плотный, коричневого цвета, льняной; грунт светлый, имеет бежевый оттенок, двухслойный, тонкий, плотный; живопись многослойная, тонкая, гладкая, с отдельными пастозными мазками.

В ходе реставрационных работ портрет князя Доминика Радзивилла был приведен в экспозиционный вид. Однако в состав действующей экспозиции «Русское искусство ХVIII - нач. ХХ веков» он включен не был. Впервые портрет экспонировался в ноябре 2012 года на «Выставке одной картины». В июне-сентябре 2013 года он вошел в состав выставки «Знакомство с коллекцией. Портрет в России XVIII-начала XX века. Живопись, графика, скульптура», проходившей в выставочных залах Новгородского музея-заповедника. В ноябре-декабре 2013 года портрет экспонировался на выставке с одноименным названием в Художественной галерее Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. В процессе экспонирования произошли отставания грунта и красочного слоя, вызванные потерей эластичности основы.

 В 2015 году произведена передублировка портрета Доминика Радзивилла. Надежда на обнаружение на оборотной стороне авторского холста какой-либо дополнительной информации, не доступной визуальному восприятию со времени первой реставрации произведения не оправдалась.

В том же году была проведена повторная рентгенограмма портрета, включающая  12 снимков, что позволило визуализировать скрытые живописные слои на всей поверхности картины. (Ил.6) Рентгенографическое исследование портрета показало, что под видимым красочным слоем лежат более ранние слои живописи. При их внимательном рассмотрении и сопоставлении с изображением очевидно, что они значительно отличаются не только деталями, но и  позволяют сделать важный вывод, что первоначальный композиционный замысел был иной. Между тем не вызывает сомнения, что на портрете изображен  один и тот же человек. Это наглядно демонстрирует рентгенограмма лица портретируемого, фиксирующая подмалевок, в точности совпадающий с видимым изображением.  Очевидно, что вмешательства не коснулись лица изображенного, так же остаются  неизменными положение  левой  руки и обрез фигуры. Но все же положение фигуры несколько изменено, а изображение правой руки, держащей хлыстик, на рентгене вообще не просматривается. Существенные изменения  коснулись деталей костюма. В нижележащем слое заметно очертание длинного плаща, накинутого на плечи, скрывающего, как нам представляется, не только нижнюю часть фигуры, но и  правую руку Доминика Радзивилла. В написании манишки, высокого воротника и шейного платка использовано значительное количество белил, не позволяющих рассмотреть, имеются ли под ними нижележащие слои. В тоже же время отчетливо виден масонский знак, расположенный немного ниже талии портретируемого (под изображением ленты). С  большой долей вероятности можно предположить, что князь Радзивилл изображен в запоне (масонском фартуке), на клапане которого, помещен треугольник в сиянии, под ним, в свою очередь, просматривается еще знак, возможно, изображение Андрея Первозванного на кресте. [25]Справа от фигуры под углом 45 градусов отчетливо выделяется изображение некого удлиненного предмета в виде древка (?), с круглой рукоятью, тесьмой (цепочкой), со свисающим кончиком. По форме этот атрибут напоминает жезл или меч, явных аналогий найти пока не удалось. Не расшифрованными остаются еще несколько элементов изображения, в частности предмет, находящийся в левой верхней части картины, под цифрой 15.Фон картины полностью переписан: на рентгенограмме виден занавес с глубокими складками, вдоль левого края изображена колонна, соответственно вид поросшего травой пригорка, на который опирается князь, выполнен позднее.

Исходя из того, что под видимым красочным слоем скрыта, в основном, масонская символика, очевидно, что изменения, внесенные в изображение, были призваны эту символику скрыть. Вероятно,  что причиной столь кардинальных изменений в облике портретируемого мог стать изданный в 1822 г. императором Александром I рескрипт «О запрещении тайных обществ и масонских лож». Между тем вместо «опальных» масонских знаков и символов на портрете появляются боевые наполеоновские ордена, что в условиях того времени так же выглядит  не совсем «политкорректно». Вопрос о том когда, кем и с какой целью был переписан портрет и что послужило поводом для видимых в настоящее время знаков отличия князя Доминика Радзивилла остается не только открытым, но и требующим дополнительных поисков и осмысления.


[1] Неизвестный художник «Портрет князя Радзивилла». I-я пол. ХIХ века. Холст.масло. 150х100 см. НГМ кп 8073

[2]  См: Szymańska I. Dominik Radziwiłł. Pierwszy kawaler Rzeczypospolitej// Rocznik Zabłudowski .2010. С. 5-23

[3] Булгарин Ф.В. Воспоминания. М.: Захаров, 2001. С.353.

[4] Taurogin'ski B. Z dziejo'w Nies'wiez'a. Z 70 ilustracijami. Archiwum ordynacij Nies'wieskiej. Warszawa, 1937. S.420.

[5] Кудринский Ф. Вильня в 1812 году. Вильня, 1912. C. 194.

[6] Załuski J. Wspomnienia. Kraków, 1976. S. 96.

[7] См.: Załuski J. Wspomnienia. Kraków, 1976; Dembowski L. Moje wspomnienia.T.1. Petersburg, 1898.

[8] Выражаем благодарность Рустамовой Ирине Владимировне, научному сотруднику отдела научной экспертизы Государственной Третьяковской галереи за макрофотографии и исследование в ИК-диапазоне излучения

[9] Серков А.И. Русское масонство 1731-2000. Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 1035, 1037

[10] Премудрость Астреи. Памятники масонства XVIII – первой трети XIX века в собрании Эрмитажа: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013. С.276

[11] Авторы выражают искреннюю благодарность эксперту Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева Лотаревой  Дарье Дмитриевне помощь по атрибуции масонских знаков

[12] Высоцкая Н. О каталоге несвижских портретов 1928 г., хранящемся в Центральном Государственном историческом архиве Украины в Киеве // Вяртанне 7. Нясвіжскія зборы Радзівілаў: іх фарміраванне, гістарычны лёс, цяперашняе месцазнаходжанне і шляхі выкарыстання /Пад. рэд. А.Мальдзіса – Мн., Беларускі фонд культуры, 2002. С. 43.

[13]Высоцкая Н, МихальченкоА. О Несвижской коллекции по документам ЦК КПБ 1939 – 1941 гг. // Там же. С. 76.

[14] Скалабан В. Адысея беларускіх каштоўнасцей // Мастацтва. 2004. №10. С 51– 52.

[15] Прокопьева С. О чем «рассказывают» номера и надписи на произведениях искусства?// Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь. З гісторыі даваенных збораў. Страты і вяртанні. Дакументы і фотаздымкі. Віртуальная выстаўка [Электронны рэсурс].– Электрон. дан. (1,21 Гб) – Мінск: Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь, Нацыянальны архіў Рэспублікі Беларусь, ТАА Дзью Поінт, [б.г.].–1 электрон. опт. дыск (DVD).

[16] Opisanie armat, portretów i malowidel Zamku Nieświeźskiego sporządzone po objęciu Zarządu Ordynacją Nieświeźską w miesiącu sierpniu roku 1857 wraz z umieszczeniu portretów i malowidel w salach porządkiem tu idącuch numerów // НИАБ. Ф. 694. Оп. 1. Д .108. Авторы высказывают искреннюю благодарность Полине Александровне Богдан за помощь при работе с архивными документами.

[17] Опись портретов и картин Несвижской галереи (на польском языке, б/д). Микрофильм// НИАБ. Ф. 694. Оп. 1. Ед. хр. 276.

[18] Сыракомля У. Выбраныя творы /Уклад., прадм., камент. К.Цвіркі – Мінск: Беларус. навука, 2011. С. 231.

[19] Список картин, портретов, находящихся в замке бывшего кн. Радзивилла, г. Несвиж //Вяртанне 7. Нясвіжскія зборы Радзівілаў: іх фарміраванне, гістарычны лёс, цяперашняе месцазнаходжанне і шляхі выкарыстання/ Пад. рэд. А.Мальдзіса – Мн., Беларускі фонд культуры, 2002. С. 80.

[20] Попко О. Портреты князей Радзивиллов /Каталог выставки – Минск, 2014. С. 32 – 33.

[21] Карпович Т. Ян Дамель. Виленский период // Паведамленні Нацыянальнага мастацкага музея Рэспублікі Беларусь. Выпуск 7. (Навукова-інфармацыйнае выданне). – Мн., ТАА «Белпрынт», 2008. С.153

[22]  Там же

[23] Бажэнава В. Радзівілы. Альбом партрэтаў XVIII – XIX стагоддзяў “Icones familiae ducalis Radivilianae”. – Мн., Выд. «Беларуская энцыклапедыя імя П.Броўкі», 2010. С.465.

[24] Taurogin'ski  B. Z dziejo'w Nies'wiez'a. Z 70 ilustracijami. Archiwum ordynacij Nies'wieskiej. Warszawa, 1937. S.151. Авторы выражают искреннюю благодарность Глебу Павловичу Лободенко за возможность ознакомится с книгой.

[25] В символике лож, работавших по Шведскому уставу, для высоких степеней посвящения используется зеленый цвет и изображение Андрея Первозванного на кресте.

Джерело: Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы Конференции//«Магнум Арс». Москва, 2015