Разыскиваются хозяева сокровищ Гурлитта

12 січня 2018

Два музея, в Бонне и швейцарском Берне, выставляют сенсационную «коллекцию Гурлитта» в надежде на то, что обнаружатся наследники работ, конфискованных нацистами.

Август Маке. «Парк в Оберхофене». 1914.

Рисунок Адольфа Менцеля на выставке «Гурлитт. Нацистская кража искусства и ее последствия» в Бундес­кунстхалле в Бонне — одно из немногих здесь произведений, происхождение которого известно. Он был на десятилетия спрятан в мюнхенском доме затворника Корнелиуса Гурлитта, тайно владевшего более чем 1,4 тыс. произведений искусства, обнаруженных в 2011 году и ставших сенсацией. Год назад этот рисунок, проданный под давлением за бесценок его владельцем в 1938 году арт-дилеру Хильдебранду Гурлитту, вернули его законной наследнице. «Для нас очень важно рассказать человеческие истории, стоящие за этими работами, в большинстве принадлежавшими евреям, у которых они были экспроприированы нацистами», — говорит Рейн Вольс, директор Бундескунстхалле с надеждой, что на выставку откликнутся и другие наследники. Параллельно с боннским показом в Берне открылась выставка «Гурлитт. Дегенеративное искусство. Конфисковано и продано». Они разные по концепции. Первая — о принудительном изъятии искусства у частных владельцев, вторая — о кампании гитлеровцев против «дегенеративного искусства», изъятого из музеев. Хильдебранд Гурлитт был одним из четырех арт-дилеров, которым нацистами было разрешено продавать эти конфискованные работы за границу за твердую валюту. У него было свое представительство в Гамбурге, он также торговал в оккупированном Париже, покупая вещи и для себя, и для будущего, так и не реализованного музея Адольфа Гитлера в Линце. 

Отто Грибель. «Ипподром». 1923.

Коллекция Хильдебранда после его смерти перешла сыну Корнелиусу. Когда в 2014 году он скончался, неожиданным бенефициаром его завещания стал Художественный музей в Берне, оказавшийся перед дилеммой, что со всем этим следует делать дальше. 

Конрад Феликсмюллер. «Пара на фоне пейзажа». 1921.

Семья Гурлитта опротестовала завещание Корнелиуса, аргументируя это тем, что он, будучи в очень преклонном возрасте, не мог его написать. Но в декабре прошлого года спор разрешился в пользу Берна. До этого момента швейцарский музей не мог распоряжаться коллекцией, и нынешняя выставка, которая планировалась в Бонне в 2016 году, была отложена до лучших времен. Теперь она наконец открылась, включив около 250 произведений: 60 картин, 5 скульптур и графику, среди которых произведения Макса Бекмана, Эдгара Дега, Альбрехта Дюрера, Аристида Майоля, Огюста Ренуара, Огюста Родена и другие, не менее значимые для истории искусства имена. О большинстве этих работ известно лишь то, что они были экспроприированы. 

Представлены и два фотоальбома с произведениями, предназначавшимися для музея в Линце. «Мыне могли ждать еще пять лет, пока ситуация прояснится. Чем дольше мы ждем, тем труднее будет выяснить происхождение этих вещей», — говорит Рейн Вольс. 

Ханс Кристоф. «Пара». 1924.

Осенью 2018 года обе выставки объединятся для показа в Мартин-Гропиус-Бау в Берлине.

Джерело