«Зависшие» артефакты: когда «скифское золото» передадут Киеву

1 серпня 2018

Скифское золото» до сих пор не передали ни Киеву, ни российским властям Крыма. Выставка «Крым: золото и тайны Черного моря», в которой насчитывалось более 500 музейных предметов, 19 января 2014 года проходила в Рейнском краеведческом музее в немецком Бонне. Позже она открылась в археологическом музее Алларда Пирсона в Амстердаме. Выставка продолжалась с 7 февраля по 31 августа 2014 года, однако из-за аннексии Россией Крыма не смогла вернуться в крымские музеи.

Еще в 2016 году суд Нидерландов постановил, что «скифское золото» должно быть возвращено на контролируемую украинскими властями территорию – на основе конвенции ЮНЕСКО, согласно которой произведения искусства возвращают суверенному государству, которое предоставило эти произведения во временную экспозицию. Подконтрольные России Центральный музей Тавриды, Керченский историко-культурный заповедник, Бахчисарайский историко-культурный заповедник и Национальный заповедник «Херсонес Таврический» в 2017 году подали апелляцию на решение окружного суда Амстердама.

Первый замминистра культуры Украины, руководитель сектора культуры и культурного наследия Национальной комиссии Украины по делам ЮНЕСКО Светлана Фоменко обрисовывает нынешнее положение дел по «скифскому золоту» в судебных инстанциях.

– Подготовка к апелляционному производству, к сожалению, продолжается по сей день. Мы ожидаем, что слушания состоятся этой осенью, в октябре, и считаем, что позиции Украины очень сильные и коллекция вернется в Киев. Это обычное судебное рассмотрение, которое занимает много времени, мы готовим свою позицию почти год. Крымские музеи, то есть российская сторона, которая как будто бы не участвует в процессе, также готовится к этим слушаниям. Мы понимаем, что каждое слово в каждом предложении с нашей стороны должно быть взвешенным и правильно вставленным. Позиция другой стороны такова: Украина крадет культурные ценности, Крым – это почти отдельное государство и никогда Украине не принадлежал, а все должно вернуться на полуостров. Это даже сложно назвать юридической позицией.

Светлана Фоменко отмечает, что российская сторона даже пытается оказать влияние на общественное мнение и пользователей социальных сетей в Нидерландах, чтобы перевернуть дело в свою сторону.

– Однако со временем абсурдность этого судебного дела становится все более очевидной. Еще один аргумент крымских музеев заключался в том, что это якобы украинские музеи, которые работают на оккупированной территории по украинскому законодательству. Но мы все понимаем, что это неправда, как и нидерландская сторона. Просто в 2014 году полного понимания оккупации Крыма еще не было. С того времени все артефакты хранятся в хранилищах музея Алларда Пирсона. Кстати, Украина должна заплатить за хранение. Эта сумма предусмотрена в государственном бюджете 2018 года на случай, если после апелляции суд примет решение немедленно вернуть экспонаты в Киев.

Исполнительный директор Украинского нацкомитета по вопросам памятников и достопримечательных мест ЮНЕСКО Елена Сердюк рассуждает о возможностях мирового сообщества непосредственно наблюдать за ситуацией с историческими памятниками и музеями Крыма.

– Перед любой мониторинговой миссией на аннексированной территории должен состояться внутренний мониторинг. Его сейчас ведут прокуратура Автономной Республики Крым и национальный комитет Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест, но это сложно. Безусловно, мы ждем мониторинговую миссию, но украинская сторона не будет принимать в ней участие. Миссия будет сформирована комитетом без участия Украины, однако нашей информацией она должна владеть. Для нас существует кричащая ситуация с подписанием так называемого второго протокола Гаагской конвенции. Как только он будет подписан, Украина будет обязана назначить уполномоченного представителя – так называемого комиссара по вопросу культурных ценностей. К сожалению, за три года войны мы такой протокол не подписали и не назначили такого человека по Крыму и другим территориям.

Источник