Анатолий СИНИЛО. Атрибуция рисунков М. Маймона из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь

23 серпня 2018

В собрании Национального художественного музея Республики Беларусь, как полагали до недавнего времени, находился только один рисунок Моисея Львовича Маймона (1860-1924).

Это портрет неизвестного мужчины, датированный 1912 годом с подписью «М. Мaimon».[1] Изучение довоенных инвентарных книг Белорусского государственного музея (далее БГМ), позволяет назвать М. Маймона, автором еще одной работы и атрибутировать сюжет. Также удалось установить имя изображенного на рисунке 1912 г.

Портрет неизвестного поступил в коллекцию ГХМ БССР, теперь НХМ в 1960 г. из Белорусского государственного музея истории Великой отечественной войны в порядке возврата довоенных фондов.[2] Рисунок исполнен на картоне: акварелью, белилами и цветным карандашом. Основной акцент художник делает на лице портретируемого. Тщательно изображены голубые глаза, брови, крупный нос и плотно сжатые губы. Контуры одежды переданы тонкими линиями. (ил.1).

ил. 1. Маймон Моисей Львович (1860-1924). Портрет Мозеса Мендельсона(1729 – 1786). 1912. Картон, акварель, цветной карандаш, белила. 33,2 х 26,3. НХМ РБ РГ – 641

Судьба этого небольшого произведения сложна. Рисунок является одним из немногочисленных, уцелелевших экспонатов, вывезенных нацистами во время второй мировой войны из белорусских музеев. На обороте портрета присутствуют вывозной немецкий номер и послевоенные музейные обозначения. В описи возвращенных ценностей – 1948 года, имя художника не названо, но отмечено, что это «портрет Медальсона»[3]. Фамилия и стала началом поиска.

Просматривая списки и изображения людей, имеющих похожую фамилию, наше внимание привлек графический портрет философа Мозеса Мендельсона, Д. Ходовецкого из еврейской энциклопедии.[4] Несмотря на то, что Мендельсон на рисунке Д. Ходовецкого изображен в профиль, черты лица философа очень близки к чертам на портрете неизвестного из коллекции НХМ. Поиск других портретов Мозеса Мендельсона дал неожиданный результат, нашелся не только живописный оригинал, но и гравюра, послужившая источником для рисунка М.Л. Маймона (ил. 2).

ил. 2. Иохан Готхард Мюллер (Johann Gotthard von Müller) 1745 - 1830. Портрет Мозеса Мендельсона, около 1800 г. С живописного оригинала  Иохана Кристофа Фриша (Johann Christoph Frisch) 1737 – 1815

 

Мозес Мендельсон был выдающимся еврейским философом. Родился в 1729 г. в Дессау в семье переписчика священных книг. Получил традиционное еврейское образование. Его учителем был Л. Френкель (1707 – 1762). После переезда в Берлин М. Мендельсон работал учителем у еврея фабриканта, достигнув должности совместного владельца предприятия. Активно занимался самообразованием, получил глубокие знания в области естественных наук и философии. Пробовал писать стихи и издавать газету на иврите, позднее писал преимущественно на немецком языке.

После встречи с Г. Лессингом начал творчески сотрудничать с ним. Дискутировал со швейцарским христианским теологом И.К. Лафатером, защищая принцип веротерпимости. М. Мендельсон полагал, человеку нужно придерживаться веры своих родителей, но при этом уважать веру другого. Был духовным лидером движения Хаскала. Перевел «Пятикнижие» на немецкий язык и написал комментарии к нему и к книге «Исход». Его труды многократно переиздавались.

В 1763 г. Мозес Мендельсон получил премию Прусской академии наук за труд «Трактат об очевидности в метафизических науках». Умер философ в 1786 г. в Берлине.[5]

Сравнивая рисунок М. Маймона с живописными портретами Мозеса Мендельсона других художников, отмечается несовпадение цвета глаз. Например, на портрете авторства А. Графа из Еврейского музея в Берлине и университета Лейпцига у М. Мендельсона карие глаза. Также присутствует небольшая борода.[6] Эти отличия подтверждают предположение, что М. Маймон для своего рисунка пользовался не живописным, а графическим произведением.[7]

К сожалению, пока не удалось выяснить происхождение этого рисунка. В сохранившихся довоенных инвентарных книгах БГМ упоминаются два живописных произведения М.Л. Маймона – «Политик» и «Старый еврей с фонарем, 1902 г.», поступивших из музейных собраний Москвы. Техника и размеры упомянутых работ не позволяют соотнести их с портретом М. Мендельсона. Кроме жанровых картин, в коллекции БГМ хранился и рисунок М.Л. Маймона.[8] История этого экспоната выяснилась лишь недавно.

Рисунок неизвестного автора на библейскую тему также поступил в собрание НХМ в порядке возвращения довоенных фондов.

На рисунке изображен старик, одетый в полосатый халат, подвязанный поясом, за которым нож. Левая рука поднята вверх, словно указывая на небеса. Вокруг старика группа людей, оживленно и взволновано обсуждающих услышанное. Событие происходит на фоне холмистой местности, с несколькими зданиями и деревьями. Несомненно, старик, является центральным персонажем всего действия (ил.3.)

ил. 3. Маймон Моисей Львович (1860-1924). Ханука. 1919 г. Картон, тушь, акварель, уг. каранд., кисть. 67,8 х 50,5. НХМ РБ РГ-840

Благодаря сохранившемуся на обороте номеру 2151 установлено имя художника. В довоенной инвентарной книге БГМ за 1934 г. под этим номером указан – библейский сюжет, нарисованный М.Л. Маймоном. В коллекцию БГМ работа поступила в числе многих других экспонатов, переданных из музея Еврейского историко – этнографического общества в Ленинграде в 1929-1930-х гг. в Минск.

Документы по истории ««Еврейского общества поощрения художеств, дальше ЕОПХ» из Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга помогли точно атрибутировать сюжет, и назвать дату создания работы.[9] ЕОПХ было создано в 1915 г. с целью развития пластических искусств среди евреев и художественного воспитания еврейских масс. Само общество прекратило свою деятельность не ранее 1920 г.

Главным проектом ЕОПХ в последний период существования была подготовка рисунков и издание по ним учебных пособий и плакатов на темы еврейского быта и истории. В проекте принимали участие более десяти художников, получивших соответствующие темы. Моисей Львович Маймон готовил рисунок на тему «Ханука». Рисунки были изготовлены, но учебные пособия так и не напечатаны.[10] После упразднения ЕОПХ все его материалы поступили в ЕИЭО, а художественные произведения в музей.

ил. 4. Шац Борис (1866-1932). Маттафия Хасмоней. 1910-е.

Ха́нука (ивр. ‏חֲנֻכָּה‏‎‎‎, Ханукка́ - обновление, освещение; арам. חנכתה; др.-греч. τὰ ἐνκαίνια) – еврейский праздник, который начинается 25 кислева и продолжается восемь дней). Праздник был установлен во II в. до н.э. в память об очищении Храма, освещении жертвенника и возобновления храмовой службы Маккавеями после изгнания с Храмовой горы греко-сирийских войск и их еврейских союзников в 165 г. до н.э.

Восстание Маккавеев (Хасманеев) против селевкидов началось в 167 г. до н.э. По преданию Маттафия Хашмонай (Хасманей), возглавивший восстание произнес: «Кто за Б-га – за мной» (ивр. ‏מי להשם אלי‏‎‎‎), и те, кто не предал идеалы Торы, пошли за ним. После смерти Маттафии восстание возглавил его сын Иуда Макковей. [11]

Маттафия (ивр. ‏מתתיהו - Маттитьяху, Маттатия) священник из рода Хасмонеев. В первой книге Маккавеев и у Иосифа Флавия описывается одна и та же версия событий с небольшими отличиями. В Модиин приехали сирийские чиновники во главе с Апеллесом. Они обратились к Маттафии, пользовавшимся большим авторитетом у евреев, чтобы он принес жертву на алтарь языческого божества, и тем самым дал пример. Маттафия ответил:«Все народы, обитающие империю царя, могут повиноваться ему и оставить веру своих отцов из желания исполнить его приказания. Но я, мои сыновья и мои братья, мы останемся верными Союзу наших предков. Сохрани нас Бог, чтобы мы оставили закон и обеты. Мы не будем повиноваться приказаниям царя, и мы не уклонимся от нашей веры ни вправо, ни влево» (1Макк. 2:19—22).

Когда же один из евреев захотел принести языческую жертву, Маттафия убил его, вместе с сирийским чиновником. Потом обратился к жителям Модииина:«Пусть придут все, кто любят справедливость и право и последуют за мной».[12]

Вполне допустимо, М.Л. Маймон нарисовал именно этот момент предания. Поиски иконографических аналогий подверждают высказанную гипотезу. Например, скульптор Борис Шац, изобразил Маттафию, как старика, держащего в одной руке жертвенный нож, а второй указывающей путь (ил. 4). Почти такой же образ Маттафии и у М.Л. Маймона.

Исходя из этого мы можем вернуть рисунку, считающимся неизвестным библейским сюжетом, его правильное название «Ханука» и датировать произведение 1919 годом.

Таким образом, благодаря работе с архивными источниками удалось определить дату создания рисунка М.Л. Маймона и точное название библейского сюжета. Найденные иконографические аналогии, помогли также установить имя портретируемого, выдающегося еврейского философа Мозеса Мендельсона (1729 – 1786). Дальнейшие исследования, возможно позволят выяснить, каким образом этот портрет оказался в довоенном музейном фонде БССР.

Примечания


[1] НХМ РБ М. Л. Маймон Мужской портрет. 1912. Картон, акварель, цветной карандаш, белила. 33,2 х 26,3. Справа внизу «М. Мaimon. 1912». Поступил из БГМИВОВ в 1960 г. в порядке возврата довоенных фондов. Инв. № РГ – 641.

[2] Акт №30 на поступление в Государственный художественный музей БССР экспонатов из Белоруского государственного музея истории Великой Отечественной войны по акту от 23.05.1960 (в порядке возвращения довоенных фондов), № по описи – 223, КП – 5689.

[3] Справа № 20. Акт і вопіс музейных экпанатаў, вернутых у БССР з Германіі. Нацыянальны архіў Рэспублікі Беларусь. Ф. 790. Воп. 1. Спр. 69. А. 1-229. С.130. № 2554. Голова мужчины. 1912 г. (Портрет Медальсона). Картон, акварель. 27 х 33.

[4] Интернет - ресурс: Ходовецкий, Даниэль - Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Ходовецкий,_Даниэль

[5] Интернет-ресурс: Мендельсон Моше. Электронная еврейская энциклопедия. Eleven. co. il. > article / 12712

[6] Интернет – ресурс: http://mugi.hfmt-hamburg.de/Hensel/sites/moses.html. A drawing of Moses Mendelson – in the Jewish Museum, Berlin. After Anton Graff – Upload by James Steakley. Das Jahrhundert der Freundschaft. Johann Wilhelm Ludwig Gleim und seine Zeitgenossen, ed. Ute Pott (Göttingen: Wallstein, 2004), p. 109. A picture of  Moses Mendelssohn displayed in the Jewish Museum, Berlin, based on an oil portrait (1771) by Anton Graff  in the collection of the University of  Leipzig.

[7] Интернет – ресурс: A Continuing Conversation: Moses Mendelssohn and the Legacy of the http://www.lbi.org/events/symposium-continuing-conversation-moses mendelssohn-legacy-of-enlightenment/

[8] «Інвентарная кніга Беларускага Дзяржаўнага музея г. Менска» 1934 г.  № 1 (інв.№№1-3058); Архив НИМ РБ

[9] Документы по истории и культуре евреев в архивах Санкт-Петербурга. Путеводитель. Региональные архивы. Составители-редакторы А. И. Иванов, М. С. Куповецкий. СПБ. 2013. С. 222-223.

[10] Орлова А. К истории Еврейского общества поощрения художеств: Петроград, 1915-1919 гг. Еврейский музей. Сборник статей. Составители В. А. Дымшиц, В. Е. Кельнер. СПБ. 2004. С. 190.

[11] Интернет -ресурс: ru.wikipedia.org/wiki/Ханука

[12] Интернет-ресурс: ru.wikipedia.org/wiki/Маттафия_Хасмоней