Меценат Николай ГЕДРОЙЦ

24 грудня 2015

В статье пойдет речь о судьбе человека, имя и дела которого в период коммунистической диктатуры усиленно замалчивались, а его роль в популяризации и развитии изобразительного искусства в Украине, ее музейном строительстве  полностью игнорировалась. И причиной тому было лишь одно – его «классово – чуждое» происхождение.

Меценат Николай  Гедройц

istpravda.ru

Первые шаги по организации Харьковского городского художественно – промышленного музея были предприняты ещё в 1882 году писателем Г. Данилевским. Он просил у Министра Двора Е.И.В. графа И. Воронцова – Дашкова пожертвовать Харькову художественную коллекцию из запасников Эрмитажа. Государь Император «соизволил выразить желание прийти на помощь городам по устройству художественных музеев» [1]. 

Музей был открыт 14 декабря 1886 года. Основой его коллекции стало пожертвование Санкт –Петербургской Академии художеств. Последующее пополнение музейных фондов концентрировалось на собрании произведений художников – уроженцев Слободского края, харьковчан и произведений искусства на местные темы. К 1915 году коллекция Музея насчитывала 240 предметов. 

К началу 1919 года в Музей стали поступать предметы, конфискованные новой властью из частных коллекций, а  феврале этого же года Всеукраинский комитет по охране памятников искусства и старины (ВУКОПИС) предложил организовать подобные ему комитеты на местах. В Харькове такой комитет начал свою работу 3 марта 1919 года. 

Комитет занимался, в основном, реорганизацией музеев и составлением музейных фондов. Также эта организация проводила выставки старого слобожанского искусства и быта, осуществляла контроль торговли предметами художественно – исторического значения, вёл регистрацию собраний памятников искусства и старины [2]. 

Весной 1919 года в списке сотрудников Харьковского ГубКОПИС появился человек, само имя и дела которого в советское время замалчивались, а его роль в популяризации и развитии изобразительного искусства на Украине, её музейном строительстве полностью игнорировалась. И причиной тому было лишь одно – его «классово – чуждое» происхождение.

История дворянина
                                                                                                                                                               

Николай Антонович Гедройц (полное имя Миколай Михал, сын Антония – Юзефа князь Гедройц) родился 1 мая 1848 года в семье титулованных польских дворян литовского происхождения. История Литвы, Беларуси и части Украины 10-14 веков – это, в том числе, также и жизнеописания Великих князей Литовских, к потомкам которых имел честь принадлежать и он. 

В 18-19 веках княжеский род Гедройц был достаточно многочисленным. Многие из персоналий этого рода вошли в историю как России, так и Речи Посполитой (а значит Литвы, Польши, Украины и Беларуси соответственно). Отчаянная борьба за независимость и участие в национально–освободительных войнах и восстаниях 1792, 1794, 1812, 1831, 1848, 1863 г.г. послужили причиной лишения представителей этого рода, всех прав, состояния, конфискации имущества и ссылок для многих из них. По окончании сроков ссылки они, как и многие другие повстанцы, получали разрешение селиться в Слободской Украине. Территориальное единство рода было нарушено, но члены многочисленных его ветвей не теряли друг друга из виду [3].

Меценат

Благодаря этим внутриродовым связям князь Н.А. Гедройц оказался осенью 1918 года в Харькове. Одержимый идеями подвижничества, приехал он из Николаева в Харьков, к своему дальнему родственнику Оттону Теодоровичу Гедройц, который жил тогда в собственной усадьбе в слободе Мерефа Харьковского уезда.[4]. 

Вдвоем они быстро подыскали в Харькове дом по улице Херсонской 7/12 (сохранился), куда Николай Антонович и переехал[5]. Благо, до Университетской библиотеки, где располагался тогда Харьковский ГубКОПИС – было рукой подать. Не привыкший сидеть без дела, уже в апреле 1919 года Н.А. Гедройц – инструктор его Музейной секции, которой руководит известный историк Д. Багалей.               

С 1921 года Николай Антонович – эксперт Харьковского Художественно-Исторического Музея, а с 1926 года – реставратор Художественного фонда Социального Музея им. Артема [6].

Начало прошлого века Николай Антонович встретил зрелым, полным сил и энергии человеком. Из немногочисленных источников известно, что, после участия в русско–турецкой войне 1877-1878 г.г. в составе Единого Русского Управления в Болгарии в качестве флотского офицера он, вместе с братом Виктором, посещал частные уроки в Императорской Академии Художеств в Санкт – Петербурге.

Имел прекрасную коллекцию картин известнейших авторов. Благодаря своему социальному статусу, личным связям, а более всего, – своей деятельной и энергичной натуре, оказывал финансовую и моральную поддержку как талантливым, подающим надежды, так и уже известным художникам и скульпторам.                                   

По признанию И.Е. Репина «… Николай Антонович – сам немалый скульптор и с профессиональной серьезностью знает искусство…».  В числе его друзей были художники Н.С. Самокиш, Л.М. Антокольский, А. И. Куинджи, В.М. Васнецов, К.А. Трутовский, Д.М. Левашов, А.И. Комашка, В.В. Матэ (редактор рисунков Т.Г. Шевченко, изданных в 1911—1914 гг.), Н.Н Ге, А.А. Куринной; скульпторы М.М. Антокольский, И.Я. Гинцбург, харьковский архитектор А.Е. Ефремов, директор Харьковского Художественного училища А.М. Любимов, директор Строгановского училища Н.В. Глоба [7]. 

Понимая, что в силу политики, которую проводило Правительство Российской Империи в отношении национальных школ живописи и скульптуры, украинское искусство обречено на медленное угасание, князь делал максимум возможного для его поддержки и популяризации. 

Так, в 1912 году по его инициативе и при непосредственном участии в городе Херсоне открывается Художественный Музей, а также кружок художественных ремесел «Среда» в Севастополе. 

Такой же Музей был основан в 1913 году и в Мариуполе. В этом же году открыта Художественная секция при Елисаветградском «Обществе развития грамотности и ремесел» [6,7]. 

К Шевченковским дням 1914 года, т.е. к столетию со дня рождения Великого Украинского поэта, в Екатеринославе также открывается Художественный Музей. У истоков его создания стояли местные художники и педагоги П. Окулов, А. Лукашевич, Н. Моргунов, Г. Горбоносов. Деятельное участие в работе Художественной комиссии Екатеринославского научного общества принял и Николай Антонович. 

Благодаря его стараниям из Санкт-Петербургской Академии Художеств в Екатеринослав поступили первые картины и среди них работы ученика А. Куинджи – С. Кандаурова, пейзажиста К. Вроблевского, жанристов П. Нилуса, И. Владимирова [6,7]. 

Ряд произведений для коллекции Музея был передан прямо с экспозиций «Товарищества передвижных художественных выставок», безоплатную транспортировку для которых по городам Украины организовал лично князь Н. А. Гедройц. Ещё на Съезде Русских художников в Санкт-Петербурге в 1912 году им было высказана мысль о необходимости организации передвижных художественно–просветительных выставок. От Министерства Путей Сообщения он сумел добиться выделения на эти цели «дарового провоза экспонатов и двух вагонов…, от Министерства Народного Просвещения и Общества Трезвости субсидии в три и пять тысяч рублей» соответственно [8].

В том же 1914 году открывается Художественный кружок в городе Ялта и очередной Художественный Музей в городе Николаеве. Он был создан как памятник выдающемуся художнику – баталисту Василию Васильевичу Верещагину,  который погиб вместе с адмиралом С. Макаровым (уроженцем города Николаева) в Порт-Артуре в 1904 году на броненосце «Петропавловск». 

И здесь Николаю Антоновичу удалось объединить николаевских художников и любителей живописи в Общество Изящных Искусств, которое насчитывало тогда более 100 участников. По его личной просьбе В. Матэ, И. Репин, И. Гинцбург, К. Вещилов и др. приняли участие в создании Общества, став его активными членами.

Целью деятельности Общества было достойно увековечить память В. Верещагина, пропагандировать изобразительное искусство, морально и материально поддерживать художников. Именно для этого и был создан Николаевский Художественный Музей, учреждены благотворительные стипендии имени В. Верещагина, пансионаты для художников, издан ряд Художественных сборников и альманахов.



Николай Гедройц

Общество собирало произведения для фондов Музея, издавало брошюры с воспоминаниями современников о художнике, проводило благотворительные выставки и вечера, сборы от которых шли на дело организации Музея. Здание для Музея было выделено Военно-Морским Министром И.К. Григоровичем. К нему лично обратился Николай Антонович, заручившись поддержкой И.Е. Репина. 

В правом крыле бывшей Военной гауптвахты Николаевского гарнизона 6 июня состоялось открытие Музея. К этой дате был приурочен приезд в Николаев сына великого художника Василия Васильевича Верещагина. Он преподнес Музею ряд предметов из обстановки мастерской отца, а также письменно подтвердил его авторство на оборотной стороне 11 рисунков, принесенных в дар Музею инициатором его создания и одним из его основателей – князем Н.А. Гедройцем. 

На момент открытия в коллекции Музея насчитывалось 230 произведений изобразительного искусства. Среди них «Пушкин на берегу моря» И. Айвазовского, «Охотники Ширвандского полка» Г. Виллевальде, «Забытый солдат», «Снега Гималаев», «В госпитале» В. Верещагина, «Лунная ночь» А. Куинджи, «Портрет Генриха Ивановича Шоофса» И. Репина [6,7]. 

В том же 1914 году  Николаю Антоновичу удаётся организовать Кружок любителей изящных искусств и в Архангельске, зарождение которому дала выставка «Русский Север», организованная в 1910 году Архангельским обществом изучения Русского Севера.

Члены кружка организовали первую передвижную выставку произведений русских живописцев, вдохновителем которой был князь Гедройц Н.А.  В 1916 году он с группой энтузиастов инициировал обращение в Императорскую Академию Художеств с просьбой выделить для создаваемого Художественного музея полотна русских мастеров. 

В государственном архиве Архангельской области сохранилась переписка городских властей с Академией Художеств по вопросу организации музея. В письме от 22 сентября 1916 года вице-губернатор Архангельска С.И. Турбин пишет : «Считаю своим долгом отметить, что основание в Архангельске художественного музея… последовало,  главным образом, благодаря хлопотам и особо горячему участию в этом деле князя Николая Антоновича Гедройца, и что в виду этого было бы крайне желательно, чтобы  Городское управление выразило бы князю Гедройцу свою благодарность… »[12].

Уже живя в Харькове, в советское время, Николай Антонович продолжает дело всей своей жизни. В Харьковском Областном Архиве удалось разыскать докладную от 17 августа 1920 года, поданную по результатам его поездки в город Сумы. На этой докладной резолюция: «На основании доклада инструктора ГубКОПИСа Н.А. Гедройц о состоянии дел охраны памятников искусства и старины в Сумах … закрепить для Сумского Художественного Музея и склада Художественных ценностей двух помещений – дома Городского банка и Дома Соединенного банка смежных и по представленному плану вполне подходящих для Музея…».                                                                                              

По свидетельству украинского искусствоведа Сергея Ивановича Побожий именно в этих зданиях и был первоначально открыт Сумской Художественный Музей, директором которого был назначен Никанор Харитонович Онацкий, – историк, художник, поэт, расстрелянный НКВД в 1937 году [9].

Дружба гениев

Хочется также рассказать о трогательной дружбе и деловом сотрудничестве, связавшем Николая Антоновича с Ильей Ефимовичем Репиным, который, как известно, родился, учился первоначальным азам творчества и всю свою жизнь был связан со Слобожанской Украиной тесными узами кровного родства. Активно и заинтересованно откликался он на любые вопросы современной ему художественной жизни Украины. 

Широко известен портрет Т.Г. Шевченко, написанный И. Репиным в 1888 году. Известно также и то, что И. Репин, увлеченный идеей сооружения памятника Великому Кобзарю в Киеве, создал для него несколько проектов. Однако, отказавшись из соображений этики возглавить жюри объявленного в 1909 году Международного конкурса, по настоятельным просьбам Головы Киевской городской управы И.Н. Дьякова, все же вошел в его состав и деятельно участвовал в его работе. 

Но мало кому известно, что именно близкая дружба этих людей – князя Николая Гедройц и художника Ильи Репина дала Украине не только вышеперечисленные Художественные Музеи, но и Заповедник – Музей И. Репина на Родине художника в городе Чугуеве Харьковской области. Она же помогла и Дмитрию Яворницкому (кстати, родившемуся на Харьковщине), уже после октября 1917 года, найти средства для окончания строительства здания Днепропетровского Исторического Музея. 

Вы только вдумайтесь: идет Гражданская война, в стране разруха, а Д. Яворницкий и Н. Гедройц … изыскивают средства для строительства. Они познакомились и подружились в период 1885–1891 гг., когда Дмитрий Иванович жил и работал в Санкт – Петербурге, на одном из устраивавшихся им у себя «субботников», где собирались известные писатели, поэты, художники, композиторы и актеры.

Среди гостей были И. Шишкин, Д. Мордовцев, В. Стасов, И. Репин. Эта дружба продолжалась до конца их дней. 

Вот выдержка из письма Николая Антоновича к Д.И. Яворницкому: 




Военно-морская гауптвахта в Николаеве

«…Глубокоуважаемый Дмитрий Иванович! Спасибо за добрую память. Ваше письмо я передал Заведующему ГлавМузеем Константину Михайловичу Дешевову, от которого главным образом и зависит назначение Вам просимых денег... Мой совет и просьба …обязательно приложите смету, а если возможно, то и чертежи строящегося Музея. Я,… в свою очередь, буду толкать Ваше дело и обо всех его шагах буду сообщать Вам немедленно…Харьков, 17. 12. 1921 год» [6, 7, 9].

Отдельно стоит остановиться на истории создания Репинского Заповедника – Музея. В 1913 году в газете «Русское слово» И. Репин публикует проект организации в городе Чугуеве Харьковской губернии, так называемого «Делового двора». 

Здесь он хотел создать небольшой Художественный Музей, общежитие для художников и художественную школу с мастерскими. Известный художник А. Коппель, деятель просвещения Н. Ремезова видели в переезде И. Репина на Украину организующий фактор образования вокруг него нового культурного национального центра и действенную поддержку делу возрождения и развития украинского народного искусства. 

Реакционеры всех мастей небезуспешно боролись за то, чтобы не выпустить И. Репина из Куоккала (современная Финляндия), где он тогда жил, на Родину, – в Чугуев. Деятельный Н. Гедройц, с которым И. Репин не раз обсуждал этот проект, быстро понял, какое значение имеет открытие «Делового Двора» для украинской культуры и искусства. 

Князь организовывает «Комитет помощи» и является одним из его наиболее активных участников. В одном из своих писем И. Репину он пишет: «Москва, 5 января 1914 г. Глубокоуважаемый Илья Ефимович! …

Я передал Вам постановление Чугуевской городской Думы…. ни на секунду не оставляя дорогое наше детище – «Деловой Двор» и, к слову сказать, многое сделал полезного…в смысле осуществления первых шагов его жизни…» [7].

Однако начавшаяся Мировая война, последовавший за ней Октябрьский переворот и Гражданская война, надолго отодвинули реализацию этого проекта. Но вот, в 1928 году, И. Репину сообщают, что Николай Антонович принялся опять за реализацию того, о чем они вместе мечтали. В письме от 24 июля 1928 года к известному художнику Л. Антокольскому, И. Репин пишет:

«…Вы писали мне отрадную новость: будто бы князь Гедройц строит в Чугуеве «Деловой Двор». Только это ведь не дело пролетариата. Тут нужны деньги, а где же их взять бедноте? Да, а место в Чугуеве – на выгоне, хорошее, я знаю»[10]. 

Увы, великий художник оказался бóльшим прагматом, чем князь. На «Деловой Двор», каким его видели Репин и Гедройц, у «бедноты» денег, действительно, не хватило. Дом – музей и детская Художественная школа – вот и все, что получилось из предполагаемого центра  украинской  культуры.

А князь Николай Антонович Гедройц ушел из жизни в декабре 1933 года в самый пик охватившего Украину Голодомора. Потомок Великокняжеской династии, неутомимый подвижник, в самое нелегкое для Украины время заботившийся о просвещении её народа и оказавший неоценимую помощь его талантливым представителям, – остался забытым на украинской земле. 

В октябре 2003 года в Государственном архиве Харьковской области в материалах, полученных на хранение из фондов СБУ,  было найдено Уголовное дело, свидетельствующее о конфискации в 1930 году сотрудниками Управления Пограничной Охраны Главного Политического Управления УССР (УПО ГПУ УССР) у Николая Антоновича Гедройц принадлежавших лично ему фамильных ценностей на общую сумму чуть более чем 17 078 рублей.                     



Уголовное дело Николая Гедройца

От униженного и растоптанного репрессиями 77-летнего старика  деятельные чекисты не позабыли взять расписку, о том, что с конфискацией он согласен и претензий не имеет. (Ещё бы, попробовал бы он заявить о претензиях!?). Вот так Советская Украина отблагодарила человека, столько сделавшего для культурного образования её народа.  

В 2004 году благодаря усилиям группы энтузиастов под руководством С. Н. Рослякова в городе Николаеве состоялось торжественное открытие памятника Н.А. Гедройц. Удалось увековечить добрую память поляка по национальности, литвина по родовым корням, украинца по месту жительства, аристократа по происхождению, в меру своих сил в начале прошлого века спасавшего украинскую художественную культуру от неминуемой гибели. 

В июне 2007 года благодаря усилиям семьи его потомков Памятная Доска Князю Н.А. Гедройц  была  установлена и на старом здании Харьковского Университета, в библиотеке которого некогда располагался ГубКОПИС. [11].

Родной брат Н.А. Гедройц – Виктор. Активный член Товарищества Южно-Русских Художников (ТЮРХ) в Одессе. Живописец. В 1887 году выехал за границу (Фанция, Швейцария), где в течение 5 лет занимался совершенствованием живописного мастерства. 

Знакомился с музейными собраниями и современным искусством. В 1892 году вернулся в Одессу. В 1904г. подарил ТЮРХ великолепную коллекцию иностранных афиш. В апреле 1918 г. тяжело больной художник получил от ТЮРХ материальную помощь (50руб.). На 15 (1904), 19-21 (1908-1910), 23 (1912), 24 (1913) выставках ТЮРХ экспонировал пейзажи и пейзажные этюды. 

Как отмечает Библиографический справочник ТЮРХ, - «Его произведения неоднократно фигурировали в Парижском «Салоне» (Одесский листок, 1892г., 6 ноября). По сведениям Одесского областного архива одним из первых среди жителей Одессы был зарегистрирован, как владелец мотоцикла. [7] 


Литература: 

1. Д. Багалей, Д. Миллер. История города Харькова за 250 лет его существования, т.2, стр.841—842, Харьков, 1993.

2. В.Кацай «Из истории музейного дела в Харькове в 1920 -1930 годах» На правах рукописи. Харьков, 2001.

3. Новый энциклопедический словарь» Брокгауза и Эфрона, Лейпциг - Санкт - Петербург, т. 12;

«Wielka Enciklopedya Powszechna ilustrowana», т. 23 издание 1899 г. Варшава;                     Полное собрание Русских летописей, Санкт-Петербург, 1908 год, том 2,: Ипатьевская, Ольшевская, Белоруско–Литовская летописи;                                                                         Полное собрание Русских летописей, Москва, 1975 год, том 32.: Летописи Быховца, Хроника Литовская и Жмойтская.;

П.Х. Гребельский, С.В. Думин, М.Ф. Флоринский, В.В. Лашин « Дворянские роды Российской империи. Князья» т.2, Санкт-Петербург, 1995 стр.7-10, 99-106.

В.Т. Пашуто «Образование Литовского государства» Москва, 1959 год, АН СССР, Институт истории, стр. 338 –427;

T. Lenczewski “Genealogie rodow, utytulowanych w Polsce”,Warszawa,1995-1996, listy 15-36;

Wojciech Kojalowicz “Herbarz rycerstwa W.X. Litewskiego, Krakow, 1897; listy 6-8.

4. «Николаевцы». Энциклопедический словарь. 1789–1999г.г., Николаев, 1999, стр.99.

Личный архив А.И. Гедройц, папка «НАГ», стр. 12.  Харьковский областной архив. Фонд 3 опись 283 дело 521 л.2 – 14;

Харьковский областной архив. Фонд 52, оп.3 дело 85.

5. «Весь Харьков», адресно – справочная книга, Харьков, 1925 год, стр. 44;

Харьковский Городской ЗАГС. Запись акта о смерти № 22420 кн. 1647 от 31.12.1933г.

6. Харьковский областной архив. Фонд 4365 оп.1 дела 32, 45;

«Искусство», Ежемесячный журнал, № 5, 1987, Москва;

«Українська культура», Часопис, № 9-10, 2000, Київ.

7. «Репин и Украина», Письма деятелей украинской культуры и искусства к И. Репину 1896 – 1927г.г., Киев, 1962 г.;

«Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина», издательство «Мистецтво», Киев, 1984 г.

«Товарищество Южно - русских художников в г. Одессе», библиографический справочник, Одесса, 2000 г.

«500 впливових особистостей», Національна іміджева програма, Харківська область, 2000 р. Харків, Східно-Український біографічний інститут. Стор. 80.

8. «Труды Всероссийского съезда русских художников в Петербурге»,т.3, 1911–1912 год.

9. Харьковский областной архив, Фонд ФР 4365,оп. 1 д.32 л. 129.

10. «Новое о Репине», ЦГАЛИ, Фонд 698, оп. 1 ед.хр. 18, Автограф.

11. Распоряжение Харьковского Городского Головы № 1342 от 13.06. 2003 года «Об установлении мемориальной доски Н.А. Гедройц».

12. «Архангельский музей изобразительных искусств», Белый город, Москва, 2005.

Александр Гедройц, специально для  http://www.istpravda.ru/bel/research/4720/