Виталий АБРАМОВ (Одесса) Роман с надворным советником (о меценате И.А.Сампсонове)

5 березня 2016

Многим исследователям знакомы ситуации, когда целенаправленный поиск какой-либо информации оканчивается неудачей, и тогда начатое, не имея завершения, откладывается.

С годами таких «повисших» дел становится более чем достаточно. Они подспудно ждут своего разрешения. И огромной удачей является неожиданная, случайная находка, позволяющая пусть и не закрыть тему, но ответить на многие вопросы. А главное – поставить следующие.

Неизвестный художник. Портрет Надворного советника Ивана Александровича Сампсонова. ОХМ

 

Так было с темой, которая могла бы интригующе звучать: «Тайны коллекции Надворного советника Сампсонова», где поиск растянулся на добрых 15-20 лет.

В коллекции Одесского художественного музея сохраняется «Портрет Надворного советника Ивана Александровича Сампсонова».

В каталоге он помещен в рубрике произведений, чьи авторы не установлены¹; его данные: холст, масло, 62 × 51 см; на обороте надпись: «Надв. Сов.Иван Александрович Сампсонов»; на подрамнике – «Иван Александрович Сампсонов, завещавший Новороссийскому Университету 60 картин в 1870 г.». На подрамнике – МФ (музейный фонд) № 2190; НХМ (Народный художественный музей) № 1293. Произведение поступило в собрание музея из Одесского музейного фонда в 1929 г. Изображен молодой человек тридцати пяти – сорока лет в темном сюртуке с высоким воротом ишарфом. Фон темный, высветленный за фигурой справа. За время бытования портрета в музее, он лишь дважды экспонировался на выставках: в 1978 г. на выставке «Неизвестные и забытые портретисты из фондов музея» и в 1994 г. на выставке «История и культура Одессы»².

Надпись на подрамнике открывала кое-какие возможности для ответа на вопросы:

какова хотя бы краткая биография Надворного советника? И главный – какие же произведения были подарены Университету? Судя по надписи на обороте портрета, владелец завещал коллекцию в 1870 г. Значит, он отошел в мир иной не ранее этого срока. Однако, в публиковавшихся в те годы Отчетах Новороссийского университета ни в 1870-м, ни в последующие 10 лет об этом ни слова.

На некоторое время поиски приостановились.

Совершенно по другому поводу листая «Одесский вестник» за 1851 г., в рубрике «Объявления от коммерческого суда» читаю: «Надворный советник Иван Сампсонов при прошении 18 апреля сего года представил просроченную закладную совершенную при сем суде в 1850 году за №160 на дом состоящий в четвертой части на Молдаванке. Суд сделал соответствующее распоряжение»³. Таким образом, наш фигурант «легализовался» в Одессе еще до 1851 г. и был домовладельцем.

Год его смерти – 1872-й – обнаруживается так же неожиданно в «Исторической записке Одесского Общества изящных искусств» изданной в 1875 г., где приводились списки членов Общества, в том числе выбывших по смерти4.

Оказывается, И. Сампсонов был членом этого почтенного общества с его основания в 1865 г., т.е. целых семь лет. В год смерти он был владельцев двух домов на Старорезничной улице5.

Общество изящных искусств, объединявшее элиту одесской культурной среды, периодически устраивало выставки призведений из частных коллекций. Оговоримся – поиски каталогов этих выставок могли бы стать темой отдельной статьи. На первой выставке Общества были в основном показаны произведения местных художников, входивших в число преподавателей основанной Обществом рисовальной школы: Александра Неймана, Пьетро Бони, Фридриха Мальмана, Ромуальда Хойнацкого, Аделаиды Шейнс, М. Паламаренко, И.В. Крушинского, Ивана Серебрякова; художников-фотографов Иосифа Мигурского и Рудольфа Федоровца, Филиппа Гааза6. На второй выставке в отдельных залах экспонировались произведения западноевропейских мастеров: Мурильо, Аннибале Каррачи, Клода Лоррена, Рембрандта, Гвидо Рени, Тициана («Венецианский дож Антонио Гримани») и другие из собрания графа М.Д. Толстого и князя С.М. Воронцова – работы Рубенса, Ватто, Ван Гойена, Гверчино и других.

Сампсонов показал ряд принадлежащих ему произведений зафиксированных в каталоге:

- № 76 Сальватор Роза. «Разбойник»;

- № 90 Школа Пуссена. «Скульптура»;

- № 91 Ван дер Бель. «Пожар»;

- № 92 Караваджо. «Погребение Иисуса Христа»;

- № 105 Поль Бриль. «Пейзаж»

- № 106 Неизвестный художник. «Морской вид»;

- № 107 Неизвестный художник. «Куропатка»;

- № 110 Рембрандт. «Головка»;

- № 114 Р. И. К. «Пейзаж»;

- № 115 Блемердт. «Рождество Христово»;

- № 118 Школа Пуссена. «Живопись»;

- № 127 Фламандская школа. «Беседа»;

- № 128 Фламандская школа. «Беседа»7.

Отметим, что на момент выставки И. Сампсонов в отличие от других владельцев свои вещи не продавал, о чем свидетельствуют особые пометки в каталоге. Как видим –13 произведений западноевропейской живописи, шесть из которых имеют громкое авторство.

Чего только стоит имя Караваджо! Бытование в Одессе произведений великого мастера составляет отдельную историю. Прежде чем наметить ее канву, оговоримся, что составляющие ее сведения никоим образом не призваны установить подлинную принадлежность произведения кисти художника. Слишком мало точной информации, нет воспроизведений, нет размеров, авторских подписей, провенанса и всего того, что могло бы дать объективный материал для каких либо утверждений.

Наш фигурант И.А. Сампсонов в этой истории идет первым. Как отмечалось выше, в его собрание входила экспонировавшаяся на второй выставке Общества изящных искусств в 1865 г. картина Караваджо «Погребение Иисуса Христа».

В 1869 г. на четвертой выставке Общества появляется работа Караваджо «Магдалина при гробе». Согласно изданному каталогу  она принадлежала коллекционеру Кожухову.

Отметим, что в редких случаях в каталоге четвертой выставки проставлялась цена произведения в 500 руб.8. Вполне возможно, владелец хотел ее продать, как и другие произведения русских и зарубежных мастеров из своей коллекции. Не исключено, что так и случилось. Основание следующее: в 1875 г. в «Списке вещей, принадлежащих рисовальной школе Общества» под №125 значится «Святая Магдалина у гроба Спасителя» 500 руб.»9.

В 1884 г., в аналогичном списке под № 124 вновь читаем: «Караваджо. «Святая Магдалина у гроба Спасителя». 500 руб.»10. В списке имущества Рисовальной школы за 1887 г. - № 152 – «Караваджо. «Снятие с креста» 500 руб.»11.

Как видим, по причинам, которые останутся неизвестными, произведение получило иное название, которое и оставалось за ним в дальнейшем.

В 1899 г., при открытии Одесского Городского музея изящных искусств, произведение было передано музею Одесским Обществом изящных искусств и зафиксировано в его документах под порядковым номером № 174. Инв. № 97 12.

В 1922 г., благополучно пережив революцию и смены властей, «Снятие с креста» вместе с двенадцатью другими произведениями было похищено из музея. Дальнейшее его бытование остается неизвестным13. Более, чем за полвека нахождения работы Караваджо в Одессе ни в одном из документов не обозначено даже ее размеров!

Несколько отвлекаясь от темы, обозна чим и еще одно произведение Караваджо. В 1901 г. из Музея императорской Академии художеств в Одесский Городской музей изящных искусств было передано 52 произведения русских и западноевропейских художников. Среди них – Америго Мик. Анжело Караваджо «Предательство Иуды» (порядковый номер 3)14.  К 1916 г. относится «Список картин иностранных художников, переданных в Городской музей из Музея Императорской Академии художеств». Он повторяет предыдущий, но в нем есть инвентарный номер Музея Академии – 264 15. В Городском музее изящных искусств произведению был присвоен инвентарный номер – 135 и оценка 5000 руб.16.

Микеланджело Караваджо "Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды"

Спустя 22 года произведение из Городского музея изящных искусств было передано в Музейный фонд17, откуда перешло в Галерею старинной живописи Одесского Государственного художественного музея (ныне ОМЗВИ).

Позже появилось и иное название «Взятие Христа под стражу».

Произведению посвящен значительный корпус искусствоведческой литературы, в которой, зачастую, время поступления картины в Одессу обозначено весьма приблизительно –«между 1899-1909 годами»18.

Вернемся к списку призведений И. Сампсонова фигурирующих на 2-й выставке 1865 г.

В те уже далекие времена произведения, экспонирующиеся на выставках частными владельцами, вряд ли подвергались серьезной научной экспертизе. Среди них, зачастую были и копии, выдаваемые за оригиналы. Да и что исследователю могут дать бесконечно встречающиеся в каталогах «Неизвестный художник. Морской вид» или – «Фламандская школа. Беседа»?

Сколько безымянных призведений фламандской, итальянской, французской школ только в собрании Одесского музея западного и восточного искусства! Да и в случаях, когда в каталоге были обозначены авторы и названия работ, идентифицировать их и проследить дальнейшую судьбу крайне сложно.

К примеру, значившая в списке Сампсонова работа итальянского художника XVII века Сальватора Розы «Разбойник». Листая каталоги Одесских выставок из частных собраний можно найти с полдюжины работ этого мастера, находящихся в коллекциях С.М.Воронцова – «Исторический пейзаж», Бурксера – «Animaux»; Ю. Лемме «Пейзаж», графа М. Толстого – «Мародеры».

К этому добавим три работы, находящиеся в собрании Одесского музея западного и восточного искусства: «Романтический пейзаж», «Пейзаж», «Возвращение блудного сына».

И все же судьба двух произведений из рассматриваемых в списке прослеживается. Это касается работ неизвестного мастера школы Пуссена – аллегорий «Скульптура» и «Живопись», значившихся в каталоге второй выставки Одесского общества изящных искусств под №№ 90 и 118 как собственность Сампсонова.

Попутно отметим, что в том же каталоге отмечены еще два произведения школы Пуссена – аллегории «Поэзия» и «Музыка» (№№ 88, 89), принадлежавшие художнице А. Шейнс.

Из этих работ три, а именно «Живопись», «Поэзия» и «Музыка», спустя 22 года «всплыли» в упоминаемом ранее архивном «Списке имущества Рисовальной, музыкальной школы и  Общеобразовательного училища Общества изящных искусств», составленном в мае 1887 г. Из Одесского Общества изящных искусств эти произведения в 1899 г. попали, согласно инвентарной книге №1 (Архив ОХМ), в собрание Городского музея изящных искусств (ныне Одесский художественный музей)19, а в 1923 году были переданы из музея в Одесский музейный фонд20. В 1924 году из фонда попали в Государственный художественный музей (ныне ОМЗВИ)22. В 1937 г. музеем был издан путеводитель в котором были указаны и размеры рассматриваемых аллегорий: «Живопись» – х., м. 89 × 71,2 см; «Поэзия» –х., м. 89 × 73,4 см; «Музыка» – х., м. 89 × 73,4 см; «Скульптура» – х., м. 89 × 73,4 см. В этом же путеводителе (с. 119) помещена репродукция аллегории «Живопись»22. Таким образом мы имеем визуальное представление о первом произведении из коллекции И. Сампсонова.

В период оккупации Одессы немецко-румынскими войсками все четыре аллегории были вывезены захватчиками23. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Еще печальнее сложилась история работы «Пейзаж» фламандского пейзажиста Пауля Бриля (Bril, Paul, 1554-1626) из коллекции И. Сампсонова. После показа на второй выставке Общества изящных искусств следы ее теряются. В 1919 г. известный одесский скульптор Б.В. Эдуардс, отправляясь в эмиграцию, оставил директору Городского музея изящных искусств К.К. Костанди ряд произведений живописи и скульптуры, в том числе и картину Поля Бриля24.

По непонятным причинам, К. Костанди, составляя инвентарную книгу музея и перечисляя произведения, поступившие от Б.В. Эдуардса «во временное пользование музея», работу П. Бриля не упоминает25. К. Костанди умер спустя два года, в 1921 г., Эдуардс – в начале 1924 г. В 1923 г. большая партия картин работы западноевропейских художников была передана из Городского музея изящных искусств в Музейный фонд.26

В акте передачи среди 85 произведений значился под № 55 (инв. № 35) «Пейзаж» Поля Бриля.

Поразительно, что все передаваемые работы имели данные о размерах. Все, за исключением картины Поля Бриля. Дальнейшая судьба этого произведения не прослеживается.

Вернемся к Сампсонову. Спустя девять лет после его смерти И. Сампсонова умерла и была отпета в кладбищенской церкви его вдова – Елизавета Ивановна Сампсонова27. Уже на следующий день душеприказчик И.А. Сампсонова, протоиерей Мартирий Чемена, тогда ректор Одесской духовной семинарии, пишет ректору Императорского Новороссийского Университета:

«По второму пункту духовного завещания умершего Надворного Советника Ивана Александровича Сампсонова, утвержденного Одесским Окружным Судом ¼ августа 1872 г. [так в ориг.- В.А.] назначен; картины, оставшиеся после его смерти, по усмотрению жены его или после нея, как ценную древность, принести в дар Новороссийскому Университету и Рисовальной школе, учрежденной Обществом Изящных искусств в Одессе, поровну в количестве и по жребию в достоинстве.

Так как вдова И.А. Сампсонова на днях скончалась, то я как душеприказчик умершего Сампсонова, имею честь покорнейше просить Вас, Милостиевийший Государь, сделать распоряжение о командировании уполномоченного от Университета лица, которое приняло бы участие в распределении картин между Университетом и школой рисования согласно со смыслом завещания, а так же приняло бы шаг доставки в Университет картин, которые достанутся Университету по жребию. Это распределение картин предложено в воскресенье 18 числа сего января в 12 часов дня в доме Сампсонова, состоящем на Старорезничной площади в Александровском участке. К тому времени приглашаются уполномоченные и от Общества Изящных искусств. Для предварительных соображений при сем препровождаю копию описи картин Сампсонова. О последующем прошу не оставить уведомить меня».

На письме резолюция ректора: «Просить профессора Успенского и прикомандированного к нему старшего слушателя для перевозки картин и немедленно уведомить о том г.Чемену»28.

21 января Ф. Успенский доложил ректору университета: «Честь имею довести до сведения Вашего Превосходительства об исполнении поручения, возложенного на меня предположением от 17 января 1881 г. Число всех картин, оставшиеся после Надворного Советника Ивана Александровича Сампсонова, доходит до 128, как это видно из прилагаемой при сём Описи.

Но из этого числа пять номеров завещаны душеприказчиком и племяннице, другие пять номеров неизвестно когда утрачены и не оказались на лицо при проверке произведенной душеприказчиком протоиереем Мартирием Чеменой и женой завещателя Елизаветой Сампсоновой.

Так что распределению между Новороссийским университетом и Обществом изящных искусств подверглось 118 номеров по описи и еще четыре картины, не вошедшие в опись и незанумерованые. Согласно с волей завещателя, распределение картин между двумя названными учреждениями, произведено было поровну в количестве и по жребию в достоинстве.

На долю Университета досталось номеров шестьдесят один (61) и кроме того портрет завещателя И.А. Сампсонова, последний не подвергался жеребьевке, так как душеприказчик и уполномоченный от Общества изящных искусств Ф. Моранди находили более приемлемым и достойным, чтобы портрет завещателя хранился в Университете. Картины, поступившие в имущество университета в тот же день, 18 января 1881 г. переправлены мной, при содействии старшего слушателя Семена, в здание университета и помещены в аудиторию Музея изящных искусств»29.

5 февраля того же года состоялось заседание Совета, на котором было заслушано предложение Ф. Успенского, подписанное и профессорами Преображенским, Ярошенко и Кочубинским:

«В заседании Совета 22 января 1881 г. наряду с текущими делами заслушано было одно такое, которое выходит за рамки обыкновенных, представляя собой небывалое явление в жизни нашего Университета. Что дело о завещании Университету выслушано было в Совете молча и не вызвало обмена мнений, это можно объяснить только тем, что большинство членов Совета не имело ни времени ни случая оценить значение сделанного вклада и вообще не было подготовлено к докладу об этом деле. Правда раздался один голос – «благодарить», но благодарить оказалось некого, ибо завещатель умер и дар передан Университету душеприказчиком.

Совету Новороссийского Университета не следует замалчивать дело о завещании Университету картинной галереи, и не столько потому, что она может оцениваться значительной суммой, как потому, что она собираема была частным лицом, не имевшее никаких связей с университетом.

Галерею Сампсонова осматривали любители и знают ей цену. Необходимо этот дар опубликовать в газетах. Можно было бы поместить портрет дарителя в одном из залов университета.

Не лишено интереса и то обстоятельство, что никому не ведомый северянин, едва ли получивший образование, вышедший из бедной семьи, находит вкус в собирании оригиналов живописи, добывая произведения великих мастеров, жертвуя на них крупные суммы, едет наконец в Одессу и составляет здесь завещание в пользу университета.

Постановили: просить профессора Успенского "собрать биографические сведения о жертвователе и публиковать о приобретении"»30.

В сентябре этого же года в Одесском вестнике отмечено: «Покойный Надворный советник И.А. Сампсонов завещал два дома, находящихся в Одессе в пользу местных учебных заведений духовного и гражданского ведомств.

Душеприказчик протоиерей М. Чемена несколько раз назначал торги на продажу этих домов на 10 сентября, но затем продал их по вольной цене. На долю Ришельевской гимназии выпало 10 тыс. рублей. Такая же сумма досталась Одесской семинарии»31.

На самом деле, согласно объявлениям М. Чемены, опубликованным в Одесском вестнике (1881, 7 (19) февраля, №30, с. 4.), продавалось три дома И.А. Сампсонова. Два смежных находились в Александровском полицейском участке на Старорезничной площади №№57 и 59; третий на Молдаванке, в Михайловском участке на Новоконной площади.

В 1881 году известный художник Василий Григорьевич Перов (1833-1882) публикует в Художественном журнале главы из хроники училища живописи, ваяния и зодчества в Москве. Первая хроника была посвящена генералу Самсонову, покупавшему произведения искусства. В конце очерка Перов пишет: «Когда был написан этот рассказ (странная случайность!) спустя несколько дней я прочитал в Русских ведомостях (1881. №27) следующее: «Нам пишут из Одессы, что местный Университет получил довольно ценный подарок одного из одесситов г. Сампсонова; вся довольно значительная картинная галерея последнего пожертвована им Университету пополам с местным Обществом изящных искусств. Картины уже поступили в Университетский кабинет искусств»32. Отметим, что описываемый Перовым генерал и наш Сампсонов ничего общего не имеют.

В 1882 году в Одесском вестнике промелькнула краткая биографическая заметка о Сампсонове неизвестного автора: «6 апреля на могиле Сампсонова совершена была панихида ректором духовной семинарии М. Чемена. И.А. Сампсонов был сыном священника, воспитывался в костромской духовной семинарии, в которой по бедности родителей курса не окончил. Учитель приходского училища в Санкт-Петербурге, затем смотритель дворянского уездного училища. Выслужив по последней должности пенсию, он переехал в Одессу. Сделал несколько удачных операций по покупке домов. Капитал, после смерти 64 000 рублей и 20170 кредитными билетами.

Правление семинарии испросило разрешения поставить портрет Сампсонова в актовом зале»33.

Попытка наполнить эту весьма приблизительную биографию конкретикой привела к следующему:

В1821-1822 гг. Иван Александрович Сампсонов служит учителем первого класса Костромского уездного училища Московского учебного округа Императорской Академии наук34.

В 1825 г. имеет чин Коллежского регистратора и служит штатным смотрителем того же училища35.

С 1826 по 1828 г. – штатный смотритель и исправляющий должность письмоводителя при директоре училища36.

В 1833 г. – переезжает в Санкт-Петербург, штатный смотритель уездных и приходских училищ37.

В 1843 г. – смотритель уездных с приходящими классами в столице училищ.

В 1842 г. получает чин надворного советника, что соответствовало 7 классу табели о рангах, и продолжает до 1846 г. включительно работать в той же должности38.

В адрес-календарях за последующие годы И.А. Сампсонов не значится. Скорее всего, он выходит в отставку и переезжает в Одессу.

В Санкт-Петербурге, как видим, он прослужил 13 лет и здесь же, скорее всего, собрал свою коллекцию произведений искусства.

Позже, в 1890 г., при праздновании 25-летия Новороссийского университета, факт дарения И.А.Сампсоновым вновь был отмечен39.

Все хорошо, но остается главный вопрос – какие именно произведения из коллекции Сампсонова попали в университет и какова их дальнейшая судьба?

Напомним, что при передаче коллекции существовала «копия описи», которую М. Чемена предоставил ректору университета – обнаружить ее нам не удалось.

Коротко о судьбе музея изящных искусств университета. Музей благополучно просуществовал до Октябрьской революции. Пережил череду смен власти в городе. В 1920-м году при окончательном установлении в Одессе советской власти грянули преобразования.

8 июня 1920 г. приказом по внешкольному отделу Губнарода (секция изобразительного искусства) повелевалось: «Немедленно сговориться с отделом художественных коллекций из Университета и о передаче их в Музейный фонд [Одесского Комитета охраны памятников искусства и старины, далее – КОПИС. – В.А.] и предоставить доклад вместе с протоколом совещания. Предварительно обследовать университетские ценности». Кто и когда занимался обследованием, остается неизвестным40.

И еще, для точности изложения последующих фактов.

В августе 1920 г. в Одессе по адресу: ул. К. Либкнехта, 16, КОПИС, – на основе собранных произведений организуется новый музей, именуемый до октября 1923 г. – «Второй народный художественно-промышленный музей».

С октября 1923 по 1938 г. его название – «Государственный художественный музей». Среди его отделов была создана «Галерея старинной живописи», к каталогу которой мы неоднократно будем прибегать41. Примечательно, что Музейный фонд КОПИСА находился в том же здании.

Упомянутая Галерея старинной живописи создавалась, судя по документам, в спешном порядке.

Вот тогда-то, очевидно, и понадобились произведения западноевропейских художников, находящиеся в Университете. Сам же Императорский Новороссийский университет к тому времени именовался Институтом народного образования.

В нашем распоряжении любопытный документ Одесской Губернской инспектуры народного образования. Акт от 27 июля 1923 г. (т.е. за три месяца до создания Галереи старинной живописи): «Комиссия в составе представителя Одесского Института (техникума) изобразительных искусств Т.Б. Фраермана (председатель), библиотекаря Харченко Н.Г., завхоза Шевченко М.Г. (секретарь) и от Института Народного образования [читайте: университета. – В.А.] – хранителя музея изящных искусств Ф.Е. Петруня произвела проверку и приемку музея изящных искусств, находившегося в ведении Института Народного образования… Картин и рисунков – 449»42.

Отметим сразу, списки произведений к Акту не прилагались. Перечислены только инвентарные номера музея изящных искусств.

Казалось, исследование зашло в тупик.

Интвентарная книга музея Императорского Новороссийского университета


Выручил случай. Просматривая архивные дела Одесского Общества изящных искусств, автор этих строк обнаружил «дело», никакого отношения к Обществу не имеющее. Это большая шнуровая рукописная книга с сургучной печатью Новороссийского университета. Оказалось, что это и есть инвентарная книга музея университета43. Записи в ней начаты с мая 1866 г., т.е. спустя год после основания университета.

Вместе взятые, они – яркое свидетельство того, что коллекция музея изящных искусства Университета формировалась в основном за счет пожертвований профессуры Университета и представителей разных сословий Одессы. Реже были целенаправленные закупки.

Только несколько примеров.

3 мая 1868 г. профессор И.К. Айвазовский дарит музею «Картину масляными красками изображающую часть южного берега Крыма, в хорошей рамке». 27 марта 1870 г. профессор Университета Маркузен жертвует музею ряд произведений западноевропейской живописи:

XVI ст. Франца Франко (1540-1606) «Поклонение пастухам»; XVI ст. «Мадонна с ребенком»; XVII ст. (Дениард) «Портрет мужчины»; XVII ст. Дениард Лаперфранко (1581-1647) «Божественная и светская любовь»; XVII ст. Карпелио Вандерфельде (1620-1693) «Морской вид»;  XVIII ст. Неизвестный мастер «Портрет Фердинанда II Медичи».

В 1873 г. музей получил в дар древности от покойного профессора лицея Рафаловича, в 1878 г. профессор Университета Валериан Николаевич Лигин подарил музею 59 гравюр.

На 35 и 36 страницах под одним инвентарным номером 534 находим запись: «Шестьдесят одна масляная картина, принесенные в дар Университету по завещанию 1870 года Надворным советником Иваном Александровичем Сампсоновым и его портрет».

Далее следует список, который мы приводим полностью и репродуцируем:

1. Скявоне (?) Отрок Иисус среди учителей в храме. ОМЗВИ

2. — " — «Pieta». На дереве.

3. Андреа дель Сарто. Копия. Святое Семейство. На полотне.

4. Итальянская школа. Женский портрет. На дереве.

5. — " — Юдифь. На дереве.

6. — " — Портрет Папы Климентия VIII. Полотно.

7. Воин перед Иерусалимом.

8. Ганимед, уносимый орлом.

9. Эней в путешествии.

10. Богиня целомудрия наказывает амура. Дерево.

11. Сусанна. На медной доске.

12. Святая Троица. На полотне.

13. Снятие с креста.

14. Пожар Рима. На дереве.

15. Французская школа. Венера и Марс.

16. Отто Вениус (?). Целомудрие Иосифа.

17. — " — Сусанна.

18. — " — Ангел с цветами.

19. — " — Спящий Христос Младенец.

20. — " — Весталка.

21. — " — Лукреция.

22. — " — Воин.

23. Броувер. Гуляки в таверне.

24. Голова старика жида.

25. — " — Пьяница.

26. Доктор с больной. Плохая копия.

27. Два разбойника.

28. Пейзаж. Гористая местность.

29. Вид в северной Италии.

30. Стрижка овец.

31. Дикая местность.

32. Монахи бреющиеся.

33. Пейзаж с фигурами.

34. Морской вид.

35. Разбойники с пленниками.

36. Сейпель. Тетерев с детьми в саду.

37. Брейгель (?). Актеон и Диана.

38. Пожар корабля.

39. Морской вид.

40. Французская школа. Пейзаж на фарфоре или фаянсе.

41. Итальянская школа. Воин.

42. Беклемишев. Семья татар крымских.

43. Русский художник. Портрет.

44. Кухня.

45. Вахренов. Художник и цветы. На полотне.

46. — " — Святой Иероним.

47. Травля кабана собаками.

48. Сюжет из библейской истории.

49. Мать с детьми.

50. Форум.

51. Морская битва.

52. Esse homo

53. Бухта в Неаполе.

Остальные восемь произведений имеют  порядковые номера до 61-го без указания автора и названия произведения. Как и в списке произведений И. Сампсонова экспонированных на выставке 1866 г., приведенном выше, перечень произведений, поступивших в собрание Новороссийского Университета весьма приблизителен. Отсутствуют размеры, сведения о авторе.

В редких случаях и это окажется важным для нас – указан материал (полотно или дерево).

Напомним, что коллекция музея Новороссийского Университета во время революции оставалась целостной и вполне логично искать ее следы в Одесском музее Западного и Восточного искусства, куда на некоторое время и переместились наши поиски. Естественно, что за 90 лет бытования произведений в музее сведения о их более ранней принадлежности И.А. Сампсонову были утрачены. Кроме того, в результате научных исследований и атрибуций, в литературе о них появились разночтения, как в названиях работ, так и в авторстве.

Только один пример.

В списке музея Новороссийского университета (далее Список МНУ) под № 2 значится – «Pieta. На дереве»; работа в 1923 г., по акту № 61, согласно карточке научного описания, поступила в ОМЗВИ в 1923 г., карточка научного описания.

В наиболее раннем издании музея – Одесский Государственный музей. Галерея старинной живописи (далее – ГСЖ; Одесса 1924, с.17, 23, № 57) – «Массейс Квентин (припис.) - Богоматерь Скорбящая». Как видим, появляется автор, но с пометкой (приписывается). В Путеводителе Одесского Государственного художественного музея (Харьков, 1937; далее – Путев. 1937), с. 59, № 152, читаем: «Квентин Массейс (1467-1530) «Скорбящая Богоматерь». Д., м, 20 × 17,8».

Здесь в авторстве нет уточнения (припис.), зато указывается техника (и она соответствует списку университета) и размеры. В издании «Одесский музей западного и восточного искусства: каталог: отдел западно-европейской живописи» (К., 1973; далее – Кат. 1973; с. 30, № 50) – «Давид Герард. Нидерландская школа (ок. 1440-1523). «Скорбящая Богоматерь». Д., м., 20 × 17,8». Как видим, авторство произведения изменилось. В солидном издании «Західно-європейський живопис 14-18 століть в музеях України» (К. 1981; с.113, № 79) отмечено следующее: «Герард Давид (около 1460-1523) «Скорбящая богоматерь. Повторение голов с картины «Оплакивание Христа» Г. Давида, которая находится в Лондонской Национальной галерее. Д., м., 20 × 17,8. Атрибуция Н.Г. Луцкевич и Ц.И. Мильграм. Н.Н. Никулин считает, что повторение исполнено мастером, близким к К. Массейсу, в начале XVI ст. инв. № 50. Поступила из кабинета изящных искусств Одесского университета в 1923 г.».

Как видно из этого текста, между специалистами существовали разногласия по поводу

авторства картины. В них мы не вникаем. Для нас важно одно – это первое опубликованное свидетельство о принадлежности ее Университету, а следовательно, И.А.Сампсонову.

И, наконец, для полноты картинки.

В альбоме «Одеський музей західного та східного мистецтва» (К. 1984; с. 224, № 30) читаем: «Неизвестный художник мастерской Герарда Давида. Нидерландская школа. XV в.».

Если сравнивать с предыдущим изданием, выходит, что категоричное утверждение авторства Г. Давида заменено неизвестным художником его мастерской.

Следуя списку произведений из коллекции И. Сампсонова, устанавливаем следующее:

№ 2. Андреа дель Сарто. Копия. «Святое Семейство». На полотне. – Список МНУ, № 3; Сарто А.Д. (Копия). «Святое Семейство». – ГСЖ, с. 22, № 222. Дальнейшая судьба произведения, размеры не установлены.

№ 3. Портрет папы Климентия VIII. Полотно. – Список МНУ, № 6; Неизвестный художник. Портрет папы Климентия VIII. Нидерланды. – ГСЖ, с. 18, № 68; Итальянская школа VII в. Портрет папы Климентия VIII. Х., м., 64,5 × 51,2. – Путеводитель 1937 г., с. 49, № 27. Дальнейшая судьба произведения не установлена.

№ 4 Итальянская школа. «Воин перед Иерусалимом». – Список МНУ, № 7; Французская школа. «Воины у Иерусалима». – ГСЖ, с.16, № 3; Французская школа. «Войска перед Иерусалимом». Х., м., 71,2 × 95,6. – Путеводитель 1937 г., с. 78, № 374; ныне – собрание ОМЗВИ. «Воины Иерусалима». Инв. № 3Ж-242.

№ 5. «Ганимед, уносимый орлом». – Список МНУ, № 7; Неизвестный художник. «Ганимед» (экспонируется в зале французской живописи). – ГСЖ, с. 18, № 77; «Ганимед». Х., м., 44,5 × 31,1.– Путеводитель 1937 г., с. 56, № 122. Дальнейшая судьба произведения не установлена.

№ 6. «Св. Троица». На полотне. –Список МНУ, № 12.; Неизвестный художник. «Св. Троица». – ГСЖ, с. 24, № 302. Дальнейшая судьба произведения не установлена.

№ 7. «Пожар Рима». На дереве. – Список МНУ, № 14; Неизвестный художник. «Пожар Рима». – ГСЖ, с. 18, № 82; Французская школа XVIII в. «Пожар в Риме». Д., м., 27,8 × 20. –Путеводитель 1937 г., с. 85, № 537. Дальнейшая судьба произведения не установлена.

№ 8. Итальянская школа. «Целомудрие Иосифа». – Список МНУ, № 116, Отто Вениус(?); Венигер О. «Целомудрие Иосифа». – ГСЖ, с. 22, с. 212; Итальянская школа XVIII в. «Невинность Иосифа». Х., м., 40 × 33,5. – Путеводитель 1937 г., с. 57, № 127. Дальнейшая судьба произведения не установлена.

№ 9. «Вид в Северной Италии». – Список МНУ, № 29; «Неизвестный художник. «Вид северной Италии»». – ГСЖ, с. 23, № 262.  Дальнейшая судьба не установлена.

№ 10. «Стрижка овец». – Список МНУ, № 30; Неизвестный художник. «Стрижка овец». – ГСЖ, с. 23, № 247. Во время оккупации Одессы в годы Отечественной войны произведение было вывезено в Румынию. В 1946 г. попало в Херсонский музей. Позже возвратилось в ОМЗВИ. Ныне – собрание ОМЗВИ. Инв. № 3ж-77, Голландия, XVII в. Х., м., 80,1 × 80,1.

№ 11. «Монахи бреющиеся». – Список МНУ, № 32; А. Маньяско «Бритье». – ГСЖ, с. 13, № 238;  с. 22, № 241; А. Маньяско (1667-1749) «Бритье». – Путеводитель 1937 г., с.54, № 85.; Алессандро Маньяско. «Бреющиеся монахи». Х., м., 99 × 73. Инв. № 25 (Репродукция). – Каталог 1973 г., с. 41;  Алессандро Маньяско «Бреющиеся монахи». Х., м., 99 × 73. – Західно-европейський живопис 14-18 століть в музеях України : каталог. К., 1981, с.18, 228, № 36; ОМЗВИ. с. 250 список литературы о произведениях. Инв. № 325. Поступила в 1923 г. из собрания Кабинета изящных искусств Одесского университета. Вариант картины А. Маньяско «Выбривание тонзуры» находится в Вене, в собрании Артенег. Отметим, что это первое издание с упоминанием принадлежности произведения Новороссийскому университету, а значит, и И.А. Сампсонову. К сожалению, здесь нет сведений о документе, по которому работа в 1923 г. попала в ОМЗВИ. В 1989 г. произведение экспонировалось на выставке «La mémoire d`Odessa» (Paris, 1989, p. 4), отмечен провенанс: Новороссийский университет, Музейный фонд, приблизительно 1920 г.

№ 12. «Пейзаж с фигурами». – Список МНУ, № 33; Маньяско (приписывается). «Пейзаж с фигурами». Х., м., 117,9 × 1,2. – Путеводитель 1937 г., с. 18, 54, № 88; «Пейзаж с фигурами».  Х., м., 91,2 × 117,9. Инв. № 24 (репродукция с. 63). – Каталог 1973 г., с. 41. Этой работе посвящена убедительная статья известного одесского искусствоведа Н.Г. Луцкевич. Касаясь происхождения работы в музее, автор ссылается на Акт музейного фонда № 61 и относит поступление произведения к 1923 г. из Кабинета изящных искусств Новороссийского университета. Н.Г. Луцкевич отмечает также, что «значительная часть архива Университетского собрания была утрачена». Автору просто не был известен рассматриваемый нами «Список И.А. Сампсонова».

№ 13. «Разбойники с пленником». – Список МНУ, № 35; Неизвестный художник. «Разбойники с пленником». – ГСЖ, с. 18, № 89. Дальнейшая судьба произведения не установлена.

№ 14. Брейгель (?). «Актеон и Диана». –Список МНУ, № 37; Брейгель Я. «Актеон и Диана». Д., м., 20 × 15. – ГСЖ, с. 17, № 58. Дальнейшая судьба произведения не установлена.

№ 15. «Святой Иероним». – Список МНУ, № 46; Маньяско А. «Св. Иероним». – ГСЖ, с. 4, 22, № 238; «Св. Иероним». Х., м., 73,4 × 100,1. –Путеводитель 1937 г., с. 18, 54.; «Святой Иероним». Х., м., 99 × 74, инв. № 34. – Каталог 1973 г., с. 41; Одеський музей західного та східного мистецтва : альбом. 1984, с. 221, № 21, репродукция.

№ 16. «Травля кабана собаками». – Список МНУ, № 47; П. Рубенс «Травля кабана собаками». Х., м., 45 × 48. Инв. № 165. Копия. ОМЗВИ.

№ 17. «Лукреция». – Список МНУ, № 21; Неизвестный художник. «Лукреция». – ГСЖ, с. 22, № 221; Итальянская школа XVII в. «Лукреция». Х., м., 71 × 56. – Каталог 1937 г., с.57, № 133. Дальнейшая судьба произведения не установлена.

№ 18. «Весталка». – Список МНУ, № 20; ГСЖ – обозначено два произведения с названием «Весталка»: с.18, № 91 – неизвестный художник «Весталка»; с. 21, № 187 – Б. Строцци. «Весталка», м., х., 71,2 × 89. Какая из «Весталок» принадлежала И.А. Сампсонову? В 1901 г. Академия художеств передала Одесскому Городскому музею изящных искусств (ныне Одесский художественный музей) 52 произведения русских и западно-европейских художников (см.: Известия Одесской городской думы. 1902. № 1, янв. Одесса, 1902, с. 31), среди них под № 8 значится: Строцци – «Весталка». К 1916 г. относится «Список картин иностранных школ, переданных в Одесский Городской музей из Музея Императорской Академии художеств» (ГАОО, ф. 367, оп. 1, д. 18, л. 10) с указанием инвентарных номеров Музея Академии художеств. Под № 23 –«Весталка» Строцци, инв. № 405. В 1923 г. музей передает 85 произведений западноевропейской живописи в Музейный фонд (Акт от 6 октября 1923 г. Архив хранения ОХМ). Под порядковым номером 68 и инвентарным - № 140 значится: Строцци. «Весталка» (размеры 24 × 21 даны в вершках). При пересчете – 106,8 × 93,4 см. Именно эти размеры соответствуют размерам «Весталки» Строцци. Как видим, судьба этого произведения прослеживается до 1937 г. Дальнейшее бытование не установлено.

В собрании ОМЗВИ сохраняется работа неизвестного мастера XVII века – «Весталка», х., м., 91 × 73,5. Инв. № 3Ж-18. Судя по размерам, указанным в Каталоге 1937 г. (а они давались без учета фальца рамы), это и есть произведение из коллекции И.А. Сампсонова.

№19. «Esse homo». – Список МНУ, №52.; Неизвестный художник. «Се человек». М., х., 94 × 120. – ГСЖ, с. 23, 273; Бернанардо Строцци (1581–1641). Esse homo. Х., м., 123 × 98. – La mémoire d`Odessa. Yafier et Musees de Marseille. – Paris, 1989. – С. 95. Провенанс – Музейный фонд, приблизительно 1920 г. Репродукция.

Этим исчерпывается имеющаяся в нашем распоряжении информация о бытовании части произведений из собрания И.А. Сампсонова в Новороссийском университете.

И, конечно же, возникает вопрос о судьбе второй, равной первой, части коллекции, завещанной Одесскому Обществу изящных искусств.

Читатель, вероятно, помнит о докладе профессора Ф. Успенского ректору Университета от 21 января 1881 г., где говорится о том, что уполномоченным от Общества изящных искусств при распределении наследства был вице-президент Общества архитектор Ф. Моранди.

Казалось бы, получив 60 произведений, Общество должно было этот дар зафиксировать, выражаясь современно – «взять на баланс».

Этим в Обществе занимался его консерватор.

Сургучная печать Императорского Новороссийского  университета на инвентарной книге

Далее, дар, так или иначе, должен был отразиться в ежегодных публикуемых Обществом отчетах, которые, как правило, посылались в Петербургскую Академию художеств. И, наконец, факт дарения должен был быть озвучен во время ежегодных торжественных актов Общества в день его основания – 28 февраля. Важно и то, что Моранди безусловно знал завещателя не менее семи лет, так как принимал участие в организации всех выставок Общества, включая вторую выставку, где И.А. Сампсонов показал 13 своих произведений.

Спустя месяц с лишним после получения дара, в конце марта 1881 г. Ф. Моранди выступает в Биржевом зале с ежегодной обстоятельной речью, посвященной деятельности Общества.

По свидетельству прессы, после выступления «ученики рисовальной школы выносят его с триумфом из зала на руках»44. Но поразительно –в его докладе нет ни слова о поступившем в Общество даре. Тщательное исследование архивных материалов, связанных с деятельностью Общества в последующие годы, не дало результатов.

Оставался, казалось бы, единственный выход.

Общество изредка проводило инвентаризации накопленных произведений, которые размещались в Рисовальной школе. Наиболее ранний список относится к 1875 г.45. В нем отмечено 36 номеров «масляных картин на полотне в золоченых рамах». В аналогичном списке 1883 г., т.е. спустя 8 лет, значатся те же произведения. Означает ли это, что коллекция за 8 лет не пополнилась? Или просто произведения Сампсонова не были заинвентаризированы консерватором (хранителем) коллекции? Скорее всего, второе.

И тому есть подтверждения в документах.

Через два года в заседании Совета Общества 31 апреля 1885 г. было постановлено:

«консерватору Л. Иорини составить инвентарь Общества». Затем дело было поручено членам Общества – Г.У. Добровольскому, А.Н. Новикову, Ф.М. Штерну, П.П. Симетоти. После их отказа заведующий Рисовальной школой профессор Н.П. Кондаков поручает «за вознаграждение» дело по составлению инвентаря надзирателю рисовальной школы М.С. Талапидову. Последний обязался «проставить соответствующие номера».

Архивный «Список имущества Рисовальной, музыкальной школ и общеобразовательного училища» датирован 12 мая 1887 г.46, с получения завещанных Сампсоновым картин прошло шесть с лишним лет.

В списке обозначено 186 номеров, а это означает, что коллекция, принадлежавшая Обществу изящных искусств, увеличилась на 150 произведений живописи.

Какие из них относятся к коллекции Надворного советника? Этот вопрос будет предметом следующей части романа…

1 Одесский художественный музей. Живопись XVI -начала XX веков : каталог / сост. Л.Н. Калмановская. –Одесса,1997. – С.162.

В каталоге ошибочно: Самсонов, а не Сампсонов.

2 Выставка «Неизвестные и забытые портретисты XVIII– XIX веков» : из фондов Одесского художественного музея : каталог / сост. Л.Н. Калмановская. – Одесса, 1994.– С. 63.

3 Одесский вестник. 1851. № 45.

4 Историческая записка Одесского Общества изящных искусств с 28 февраля 1865 по 28 февраля 1875 года // Отчет ООИИ за первое десятилетие (1865-1875). –Одесса, 1875.

5 Ведомости Одесского городского общественного управления. – 1872. Здесь же приведена оценка этих домов.

6 Cataloge de l`exposition de la société beaux-arts d`Odessa.– 1865.

См. также: Абрамов В.А. Первая выставка Одесского общества изящных искусств // Дерибасовская –Ришельевская. – О., 2009. – Вып. 37.

7 Каталог выставки Общества изящных искусств в Одессе. № 2. 1865, сентябрь-октябрь. – Одесса, 1865. – С. 6-8.

8 Каталог предметам, находящимся на выставке Общества изящных искусств открытой 13 июля 1869 года. –Одесса,1869. – С. 6.

Кожухову принадлежали и другие произведения: Левицкий «Портрет дитяти», Бабош «Вакханка с ребенком», Давид «Академический этюд», фламандская школа «Пейзаж», Воуверман «Внутренность кухни».

9 Cписок опубликован в «Исторической записке Одесского общества изящных искусств» (Одесса, 1875. С. 7). См. прим. 4.

10 Список вещей принадлежащих рисовальной школе Общества изящных искусств к 1 января 1884 года //Отчет Одесского общества изящных искусств за 1883 год. – Одесса, 1884.

11 ГАОО, ф. 367, оп.1, д. 5: Инвентарный список имущества Рисовальной, музыкальной школ и общеобразовательного училища. Составлен 12 мая 1887 г.

12 Выписка из инвентарной книги Одесского Городского музея изящных искусств. Часть II-я. Сост. К.К. Костанди в 1919 г. – Архив хранения ОХМ.

13 Акт от 9 декабря 1922 г. – Архив хранения ОХМ.

В списке похищенных произведений значатся: Рубенс (припис.) «Охота» (инв. № 239); Караваджо «Снятие с креста» (инв. № 97); Герард Доу «Молящийся капуцин» (инв. № 127); Тинторетто «Портрет» (инв. № 22); Рембрандт (припис.) «Голова старика» (инв. № 75); А. Караччи «Пейзаж» (инв. № 137); А. Остаде «Фламандский пейзаж» (инв. № 61); А. Нейман «Исторический пейзаж» (инв. № 56); Бороджио «Поклонение тельцу» (инв. № 100); Ковалевский «У источника» (инв. № 167); Кравченко «Портрет» (инв. № 17); Похитонов «На пляже» (инв. № 132).

14 Известия Одесской Городской думы. – 1902. № 1, январь. – С. 31. – Заседание 3 декабря 1901 г.

15 ГАОО, ф. 367, оп. 1, д. 18, л. 10.

16 См. прим. 12.

17 Акт от 6 октября 1923. – Архив хранения ОХМ.

18 К примеру, см.: Західноєвропейський живопис XIV –XVIII ст. в музеях України. – К. : Мистецтво, 1981. – С. 15.

19 Выписка из инвентарной книги Одесского городского музея изящных искусств. Часть 2-я. №№ 153-155. – Архив хранения ОХМ.

20 Акт от 6 октября 1923 г. – Архив хранения ОХМ.

21 Одесский Государственный художественный музей. Галерея старинной живописи. – Одесса, 1924. – С. 18, 20. №№ 78, 87, 155, 156.

22 Одеський Державний художній музей : путівник. – К.: Мистецтво, 1937. – С. 75, 76.

23 Выписка из «Приложения № 1 к Акту ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками Одесскому музею западного и восточного искусства». Машинопись, датирована 17 июля 1944 г. Архив автора.

24 Фрагменты воспоминаний Б.В. Эдуардса. Архив автора.

25 В «Выписке из инвентарной книги Одесского городского музея изящных искусств» (см. прим. 19) перечислены следующие произведения, принадлежавшие Б.В. Эдуардсу: Рубенс (припис.) «Охота на кабана» (инв. № 238); Неизвестный автор «Рождество Христово» (инв. № 239); Лансере «Казак», бронза (инв. № 247); Залеман «Древнегерманский воин», бронза (инв. № 241); Лансере «Казак стоя на лошади», бронза (инв. № 248).  В список включены и семь произведений самого Б.В. Эдуардса.

26 Акт от 6 октября 1923 г. – Архив хранения ОХМ.

27 Некролог // Одесский вестник. 1881. № 10, 14 января.

28 ГАОО, ф. 45, оп. 1, д. 16, л. 1. Дело о картинах завещанных Университету умершим Надворным советником И.А. Сампсоновым.

29 ГАОО, ф. 45, оп. 1, д. 16, лл. 6,7. Дело о картинах завещанных Университету умершим Надворным советником И.А. Сампсоновым. Этот же текст опубликован: Записки Императорского Новороссийского Университета. – Одесса, 1882. – Т. 33. –Протокол заседания 22 января 1881 г. – С. 10.

30 Записки Императорского Новороссийского Университета. – Одесса,1882. – Т. 33. – Протокол заседания Совета 5 февраля 1881 г. – С. 19-22.

31 Одесский вестник. 1881. № 212, 25 сентября.

32 Русские ведомости. 1881. № 27. – Цит. по: Перов В. Рассказы художника. – М. : Акад. худ. СССР, 1960. – С. 96.

33 Соборная панихида по И.А. Сампсонову // Одесский вестник. 1882. 8 (20) апреля, № 75. (Местная хроника).

34 Месяцеслов с росписью чиновных особ или общий штат Российской империи на лето от Рождества Христова 1821. В 2-х ч. – Ч. 1. — СПб. : Имп. акад. наук, 1821. – С. 568.

35 Месяцеслов с росписью чиновных особ или общий штат Российской империи на лето от Рождества Христова 1825. В 2-х ч. – Ч. 1. — СПб. : Имп. акад. наук, 1825. – С. 489

36 Месяцеслов с росписью чиновных особ или общий штат Российской империи на лето от Рождества Христова 1826–1829. В 2-х ч. - Ч. 1. —СПб. : Имп. акад. наук; 1826. – С.501; 1827. – С.533;1828. – С.566.

37 Месяцеслов с росписью чиновных особ или общий штат Российской империи на лето от Рождества Христова 1833. В 2-х ч. – Ч. 1. — СПб. : Имп. акад. наук, 1833. – С. 458.

38 Адрес-календарь, или общий штат Российской империи на 1843–1846 г. В 2-х ч. – Ч. 1. — СПб. : Имп. акад. Наук.

39 Маркевич А.И. Двадцатипятилетие Императорского Новороссийского Университета : историческая записка. –Одесса, 1890. – С. 611-613.

40 ГАОО, ф. Р-150, оп.1, д. 166.

41 Одесский Государственный художественный музей. Галерея старинной живописи. – Одесса, 1924.

42 ГАОО, ф. Р-150, оп. 1, ед. хр. 439, лл. 503-508. Одесская губернская инспекция народного образования. Акт передачи имущества Музея изящных искусств Одесскому институту изобразительных искусств от 27. 07. 1923 г.

43 ГАОО, ф. 368, оп. 1, д. 1182.

44 Годичный акт Общества изящных искусств // Одесский вестник. 1881. № 71, 31 марта.

45 VI. Список вещей принадлежащих рисовальной школе Одесского Общества изящных искусств в доме Яковлева к 1 января 1875 года // Отчет ООИИ за первое десятилетие (1865-1875). – Одесса, 1875.

46 ГАОО, ф. 367, оп. 1, д. 5, лл. 1-48.

Джерело :  «Вестник Одесского художественного музея»