Татьяна БОРИС Коллекция В. А. Щавинского в истории музейного дела Украины

29 березня 2016

В культурно-историческом пространстве каждой страны особого внимания заслуживают художественные ценности, на протяжении многих лет собиравшиеся коллекционерами. Вторая половина XIX – начало XX вв. стали периодом формирования нового типа коллекционера, осуществлявшего свою собирательскую деятельность в связи с эстетическими и художественными интересами, а так же с целью популяризации произведений искусства.

К числу таких коллекционеров принадлежали О. Гансен, А. Собанский, Б. и В. Ханенко, В. Щавинский и др. Благодаря им были собраны ценные коллекции произ- ведений искусства, сформировавшие основу фондов большинства современных художественных музеев Украины. Развитие в современных условиях национальной музейной сети, превращение ее в один из центральных элементов культурного пространства страны актуализируют изучение истории музейного дела, роли личности в становлении отечественных музеев. Необходимость такого исследования определяется недостаточностью разработки проблемы в отечественной и зарубежной историографии.

Изучением частного коллекционирования, как важной составляющей истории художественных музейных коллекций Украины, впервые в 1960-е гг. занялись С.Овсянникова и Л. Сак. Характеризируя главные тенденции развития частного коллекционирования Российской империи конца XIX – начала XX вв., они проанализировали собирательскую деятельность наиболее известных коллекционеров того времени, обратив внимание и на собрание В. Щавинского.

С начала 2000-х гг. в материалах научно-практических конференций «Ханенковские чтения» рассматривались вопросы истории и атрибуции коллекции В. Щавинского. В научных докладах поднимались проблемы, связанные с частными художественными коллекциями, в том числе и коллекцией В. А. Щавинского (Е. Живкова, Е. Шостак). Деятельность В. Щавинского, как коллекционера, музейного работника и искусствоведа анализировал в своих публикациях Д. Гетьман. В связи с воссозданием истории художественной жизни Петербурга рубежа ХІХ–ХХ вв. к деятельности коллекционера В. А. Щавинского обращались российские ученые И. Соколова, И. Золотинкина и Ю. Епатко.

Василий Александрович Щавинский – известный коллекционер западноевропейского искусства, искусствовед и ученый. Начальное образование он получил в Каменец-Подольской гимназии, после окончания которой обучался в реальной школе г. Новозыбкова Черниговской губернии.

В 1898 г., получив высшее образование в Политехническом институте в Цюрихе, он возвращается в Россию. Сначала В. А. Щавинский работает в одной из петербургских лабораторий мыловаренного завода А. Жукова в Санкт-Петербурге, а с 1915 г. – директором этого завода1.

Однако химико-технологическая специальность не мешала ему изучать украинскую и европейскую историю искусств, собирать произведения искусства. Коллекционировать художественные произведения В. Щавинский начал под влиянием своего дяди М. П. Фабрициуса2, имевшего прекрасное собрание живописи. В нем были представлены картины русских художников – от В. Боровиковского до И. Репина, а так же произведения европейских мастеров3.

Большой интерес к искусству, особенно к истории нидерландской живописи, стали определяющими в решении Василия Александровича, принятом в 1906 г., начать собирать собственную коллекцию картин и предметов старины4. Пополнявшие ее произведения голландской и фламандской живописи интересовали коллекционера и с научной точки зрения. Изучая картины, В. А. Щавинский неоднократно обращался за консультациями к российскому коллекционеру западноевропейской живописи П. П. Семенову-Тян-Шанскому5. В. А. Щавинский интересовался не только вопросами истории западноевропейского искусства, но и вопросами техники и технологии создания произведений. Результаты своих исследований он неоднократно публиковал в журналах. Например, в журнале «Старые годы» была напечатана его статья «История голландской живописи по коллекции Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского» (1909 г.)6, а так же статьи о проблемах сохранения и реставрации полотен – «О материалах старинной картины» (1908 г.)7, «По поводу реставрации эрмитажных картин» (1915 г.)8 и др.

Благодаря накопленному опыту В. А. Щавинский очень скоро сам стал хорошо разбираться в художественных произведениях. Бывая в Брюсселе, Берлине и Лондоне, он покупал лучшие произведения для своей коллекции.

В. А. Щавинский постоянно посещал аукционы и магазины Петрограда, общался с опытными искусствоведами. Так, например, 24–27 февраля 1916 г. в Петрограде состоялась большая распродажа произведений искусства из коллекции Павла Деларова – шедевров голландского, испанского, французского, русского искусства. Здесь Василий Александрович приобрел картины Яна Ван Гойена «Три крестьянина на стогу», Яна ван Кессела  «Птичник» и Питера де Хоха «Больная и врач»9.

Картины, имевшие не меньшую художественную ценность, чем живопись из коллекции П. Деларова, В. А. Щавинский покупал также из собраний частных лиц – П. В. Охочинского, Н. Е. Врангеля, И. Я. Забельского и др.

Шедевры нидерландского искусства были представлены в собрании В. А. Щавинского такими работами, как «Три всадника у палатки» и «Сигнал к отъезду» Питера ван Блюмена, «На водопое» Николаса (Класа) Питерса Берхема, «Богоматерь окруженная ангелами» Генриха ван Балена; фламандского – «Охотой на уток» Гаспара де Витте, «Венерой, Церерой и Вакхом» Отто ван Вена, «Гаванью» Петера ван де Вельде; амстердамского –  «Врачем» Вермеера ван Дельфта (?), «Водяными птицами» и «Итальянской группой» Яна Веникса; французского – «Приготовлением к маскараду» Жана-Батиста ван Лоо; английского – «Крестьянской хижиной» Уильсона Ричарда и др.

Картина «Три всадника у палатки» Питера ван Блюмена в рукописном каталоге В. А. Щавинского указана, как парная вместе с картиной «Сигнал к отъезду»10. Сегодня эта картина имеет название «Привал всадников» и находится в фондах Государственного Эрмитажа11.

В 1917 г. В. Щавинский опубликовал каталог своей коллекции. Он состоял из подробного описания картин (с информацией о художнике, содержании, материале, технике и др.), а так же вклеенных в текст репродукций. Предшественником печатного каталога стал авторский рукописный каталог картин коллекции. Сейчас он хранится в Институте рукописи Библиотеки В. И. Вернадского Национальной Академии наук Украины. Рукописный каталог датирован 1916 г. и содержит перечень художников, произведений искусства и их описания. Кроме основной информации, включенной в рукописный каталог, подавалась и дополнительная аннотация картины, освещавшая сравнительные характеристики. Например, связь картин коллекции В. Щавинского, сходных по общему характеру композиции и стилю рисунка, с другими частями живописной серии. Таким образом, покупая картину, Василий Александрович изучал историю происхождения произведения, проводил его атрибуцию.

После событий Октября 1917 г. частное собрание В. А. Щавинского некоторое время находилось в Петрограде в его собственности. В 1918 г. свою коллекцию он вынужден был сдать на хранение в Эрмитаж. В этом же году В. Щавинский оформил юридическое завещание.

В завещании, составленном 18 ноября 1917 г., Василий Александрович передавал свои ценные коллекции искусства и библиотеку в собственность г. Киева. В документе он оговаривал: «… на случай смерти распорядиться всем своим имуществом следующим образом: Киевскому Национальному Украинскому музею завещаю я: во-первых, все картины моего собрания, в количестве ста пятидесяти, перечисленныя в каталоге изданный Общиною Св. Евгении в 1917 г., экземпляр которого находится в упомянутом музее, и прошу, по переходе их в собственность музея, выставить их по возможности отдельно, когда же Музей будет пополнен значительным количеством других старинных картин, мои картины могут быть распределены вместе с новыми пополнениями по школам; во-вторых – другие мои картины современных и старых школ, которые Администрацией Музея или же лицами ею на  то уполномоченными, будут найдены для Музея подходящими; в-третьих, все мое собрание гравюр, рисунков и фотографических снимков с картин; в четвертых, мое собрание старинного фарфора, фаянса, стекла и других художественных предметов по выбору Администрации Музея или лиц ею на то упомянутых; в пятых, все художественные издания, журналы и книги по искусству и его истории, по истории народов игравших видную роль в развитии искусства и по отраслям знания сопредельным и вспомогательным искусству; в шестых, те из книг по украиноведению или же на украинском языке, которые <…> найдены для Музея полезными.

Все поступающие в собственность Киевского Национального Украинского музея вещи предназначены для общего пользования, должны быть, наравне с остальными музейными предметами, доступными для публики и продаже не подлежат …»12.

Коллекция, о которой шла речь в завещании, состояла из шедевров живописи и гравюр художников нидерландской, фламандской, амстердамской, дельфтской, французской, мадридской и других школ13, фотографий картин, а так же из собрания старинного фарфора, фаянса, стекла и др.14  Собрание фарфора, фаянса и стекла включало 100 изделий мануфактурной промышленности Российской империи XIX в. Сохранился список предметов этой части коллекции, составленный в 1925 г. для ее передачи в Киев. В нем содержится перечень предметов с указанием марки, завода или даты выпуска. Например, блюдо белое с цветами, разбросанными по борту и букетом цветов в середине (марка синяя) из завода Ф. Гарднера; блюдо белое с гирляндами из листьев по борту –  А. Ауэрбаха; чайник фарфоровый с крышкой – Т. Кузнецова; миски с двумя ручками с цветами по бокам и видом снаружи – Широбокова-Борисова; чайник с блюдцем – С.Поскочина, а так же кружки, чайники, молочники и другие предметы киевских заводов15.

По своей редкости и качеству исполнения все эти предметы искусства были уникальными и представляли большой интерес для многих коллекционеров и специалистов. Подлинных маркированных изделий этих фабрик до наших дней сохранилось совсем немного.

Учитывая сложность политической ситуации, сложившейся в Российской империи на протяжении 1917 г., коллекционер решил передать лучшую часть своего собрания на хранение в Эрмитаж, оставив в доме только около 50-ти картин16. 27 ноября 1918 г. состоялось заседание Совета Эрмитажа, рассмотревшее предложение В. А. Щавинского о принятии в Эрмитаж его коллекции голландских картин, известных по каталогу 1917 г.17  В течение нескольких лет предметы искусства коллекционера находились в хранилищах музея Петрограда.

В 1923 г. В. А. Щавинский подал Всеукраинской академии наук (ВУАН) заявление и подтвердил свое решение, высказанное в завещании18. После трагической гибели коллекционера в 1924 г. его жена, заботясь об осуществлении воли супруга, решила передать всю коллекцию и библиотеку Украинской академии наук, а именно в Музей искусств ВУАН19.

В течение 1925–1926 гг. были приложены немалые усилия для возвращения коллекции Василия Щавинского из Эрмитажа в Киев. 9 февраля 1925 г. К.Бурыкиной-Щавинской были составлены описи картин, фаянса, фарфора и стекла, библиотеки для отправки  в Киев. В мае на Украину прибыла библиотека коллекционера в количестве 35 ящиков.

18 мая 1925 г. заведующим кабинетом украинского искусства А.Новицким и сотрудниками УАН М.Мушкетовой, Н. Романенком и Е. Рудинской составлен акт о принятии книг в кабинет украинского искусства. Это были произведения украинской литературы («Кобзарь» Т. Шевченка, «Энеида» И. Котляревского, повести И.Левицкого и др.), журналы («Вестник изящных искусств», «Мир искусства» и др.), альбомы, каталоги по искусству и др.20

После передачи библиотеки в собственность ВУАН, Академия наук начала активизировать работу по перевозке коллекции В. Щавинского. Не раз на общих собраниях члены ВУАН обращались с ходатайством к Всеукраинскому археологическому комитету о получении из Эрмитажа картин Василия Александровича, а так же о выделении расходной суммы для УАН на доставку картин в Музей искусств, о выдаче вдове покойного единовременного пособия в 500 рублей и пенсии высшей категории21.

Собрание картин и фотографических снимков из коллекции В. Щавинского передавались Эрмитажем двумя частями на протяжении 1925–1926 гг. Первая часть коллекции В. Щавинского была передана Всеукраинской академии наук в 1925 г. Изначально она находилась в кабинете украинского искусства, которым руководил А.Новицкий. Но в конце года он составил акт передачи собрания ученому секретарю Музея искусств ВУАН С.Гилярову.22  В присутствии сотрудников кабинета украинского искусства ВУАН М. П. Ткача, ученого секретаря Музея искусств ВУАН С. А. Гилярова и стажера этого же музея П. А. Кульженко из кабинета украинского искусства ВУАН в кладовую Музея искусств были перенесены 14 ящиков из коллекции В.А.Щавинского23. За второй частью коллекции в Эрмитаж был отправлен С. А. Гиляров, который при содействии уполномоченного Наркомпроса Украины при Наркоме просвещения РСФСР тов. Самборского получил в 1926 г. картины В. Щавинского для Музея искусств ВУАН.

Директор Музея искусств ВУАН И. Врона обратился к заведующему кабинетом украинского искусства акад. А.Новицкому с просьбой об объединении коллекции и библиотеки, в связи с нецелесообразностью разделения наследия коллекционера, и передаче их в полном составе в Музей искусств ВУАН. Такой шаг мог бы, с одной стороны, помочь достичь определенной целостности коллекции, а с другой – увеличить научные ресурсы музея.

Дело о библиотеке В. Щавинского рассматривалось комитетом музея 22 мая 1925 г. Согласно с 3-м пунктом решения было необходимо « … изучить библиотеку В. А. Щавинского и те книги, которые отвечают задачам и характеру музея <…> и нужны его библиотеке просить ВУАН передать в музей»24. Однако в ведении кабинета украинского искусства ВУАН библиотека В. А. Щавинского находилась до 1928 г. Лишь после долгих споров библиотека в количестве 509 единиц была передана Музею искусств25.

Таким образом, В. А. Щавинский вписал важную страницу в историю музейного дела Украины первых десятилетий ХХ в., связанную с формированием национальной музейной сети. Собранная им художественная коллекция легла в основу Музея искусств ВУАН (Музей искусств им. Б. и В. Ханенко) – одного из центральных художественных музейных учреждений Украины. Собранные коллекционером на протяжении жизни предметы изобразительного искусства стали украшением постоянной экспозиции музея. Но сегодняшний день это лишь 25 полотен нидерландского, фламандского и голландского искусства26, изучение которых продолжается сотрудниками Музея искусств им. Б. и В. Ханенко.

1  Гетьман Д. І. В. О. Щавинський – сподвижник музейної справи, мистецтвознавець, колекціонер// Могилянські читання 2007 р.: Зб. наук. пр.: Музейники XX століття – дослідники української сакральної культури. Київ, 2008. С. 247-252.

2 Каталог виставки картин із колекції В. О. Щавинського Музею мистецтв ВУАН. Київ, 1925. 17 с.

3 Тавровский В. «Гитарист» В. А. Тропинина – живописный памятник русской семиструнной гитаре. См.: http://www.guitartimes.ru/pages/magazine/no2_p1.htm

4 Гетьман Д. І. В. О. Щавинський – сподвижник музейної справи …

5 Епатко Ю. Портреты в старинных русских интерьерах. См.: http://www.antiqoboz.ru/eng/ben.pdf

6  Гатчина при Павле Петровиче цесаревиче и императоре. См.: http://www.gatchina.org/library/881/0/ 

7 Pandia.ru Основы консервации и реставрации историко-культурных объектов. См.: http://www.pandia.ru/text/78/010/31764-3.php

8  Николашкина А. Б. Истоки отечественной некоммерческой реставрации и акцепция ее принципов в современной практике реставрации станковой масляной живописи.  См.: http://sun.tsu.ru/ mminfo/000063105/335/image/335-051.pdf

9 Толмацкий В. Коллекция Павла Деларова. Суждения и факты. См. : http://www.antiqoboz. ru/eng/10.pdf

10  Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского (Далее – ИР НБУВ). Ф. 68. Д. 1. Л. 31-33.

11 Картины Эрмитажа. Часть вторая.См.: http://nnm.me/blogs/AnDarkG/kartiny_ermitazha_chast_vtoraya/  

12 ИР НБУВ. Ф. 279. Д. 862. Л.1.

13 ИР НБУВ. Ф. 68. Д. 1. Л. 346.

14 ИР НБУВ. Ф. 279. Д. 862. Л.1.

15 ИР НБУВ. Ф. 279. Д. 862. Л. 5-6.

16 См.: Каталог виставки картин із колекції В. О. Щавинського Музею мистецтв ВУАН.

17 Бенуа А. Н. Дневник. 1918–1924. См.: http://www.litmir.net/br/?b=144317&p=48

18  Живкова Е. Судьба одной картины, или тайна «Мастера зимних пейзажей». См.:   http://www.khanenkomuseum.kiev.ua/ua/research/3/6.htm

19 Каталог виставки картин із колекції В. О. Щавинського Музею мистецтв ВУАН.

20 ИР НБУВ. Ф. 279. Д. 862. Л. 7-40.

21 ИР НБУВ. Ф. I. Д. 26343. Л. 13-14.

22 ИР НБУВ. Ф. 279. Д. 862. Л. 43.

23 ИР НБУВ. Ф. 279. Д. 862. Л. 107.

24 ИР НБУВ. Ф. 279. Д. 862. Л. 105.

25  Музей мистецтв Всеукраїнської академії наук. Каталог картин / склав С.О.Гіляров. Київ, 1931. XX, 72, [3] с.

26  Живкова E. Судьба одной картины, или тайна «Мастера зимних пейзажей». См.:   http://www.khanenkomuseum.kiev.ua/ua/research/3/6.htm

Джерело:  Татьяна Борис. Коллекция В. А. Щавинского в истории музейного дела Украины//Вопросы музеологии. Вып. № 1 (11) / 2015