Сергей КОТ Древние украинские мозаики и фрески, утерянные во время войны и ныне хранящиеся в российских музеях

25 квітня 2016

Среди самых существенных потерь украинских культурных ценностей, перемещенных в результате Второй мировой войны, официальные документы и научные публикации традиционно числят ряд мозаик и фресок 12 века из бывшего Златоверхого Михайловского собора в Киеве.

Собор был заложен в 1108 году киевским князем Святополком как главный храм монастыря св. Димитрия. Его строительство было закончено в 1113 году. Это было величественное сооружение, считавшееся одним из самых выдающихся произведений архитектуры не только древнего Киева, но и Европы в целом. Скоро и весь монастырский комплекс стал называться - по имени собора - Златоверхим Михайловским. В 17 и 18 веках собор подвергся перестройке в стиле барокко, но основная конструкция осталась прежней. В середине - второй половине 19 века на соборе были обнаружены древние мозаики и фрески, вызвавшие подлинную сенсацию в научных кругах. Их художественное совершенство свидетельствовало о том, что их авторами были опытные мастера, прекрасно владевшие техникой и традициями византийского искусства. Одним из них был знаменитый киевский иконописец Алимпий Печерский.

В 1934-1936 гг. по распоряжению присланных из Москвы коммунистических руководителей Украины этот уникальный памятник древнего искусства и архитектуры был разрушен и взорван. Ученые, художники и интеллигенция в последний момент настояли на том, чтобы срочно были сняты наиболее ценные мозаики и фрески, которые были затем переданы в киевские музеи. В предвоенные годы практически все они хранились в Архитектурно-историческом заповеднике Софийский музей. Несколько мозаик ("Святые дары") были укреплены на стенах Собора св. Софии в Киеве, остальные же перенесены в хранилище Софийского музея-заповедника. Согласно документам, обнаруженным в 1940-41 гг., из Златоверхого Михайловского собора было передано на хранение целиком или в фрагментах восемь мозаик и, по разным данным, от 27 до 31 фрески.

С началом Второй мировой войны Архитектурный заповедник не был эвакуирован. Киев был оккупирован немцами. После освобождения Чрезвычайная комиссия по установлению нанесенного агрессором ущерба (1943-44 гг.) сообщала в своих документах, что оккупационные власти вывезли мозаики и фрески Михайловского собора. Но обнародованная информация была неполной и неточной: оказалось, что изъяты были лишь 14 фресок, из которых в документах названы были только три: "Дева Мария", "Архангел Гавриил" и "Пророк Захария". Сейчас эти произведения в Киеве. Отсюда следует, что часть культурных сокровищ, вывезенных фашистами, была возвращена Украине. Но все еще остаются неясными точные обстоятельства вывоза и последующего возврата древних украинских фресок и мозаик. Неясно также, что стало с основной частью перемещенных культурных ценностей, которые считались утраченными и включены в списки разыскиваемых предметов.

Расследования, проведенные в последние несколько лет, позволили довольно точно восстановить ход событий в военные и послевоенные годы. Так удалось проследить путь древних мозаик и фресок, перемещенных из Киева.

Во время немецкой оккупации Софийский музей-заповедник был закрыт. Но представители германских властей проявили особый интерес к содержимому его хранилища. Хранитель Павел Емец пытался спрятать ключи от здания, где находились архивы и фонды музея, но был арестован гестапо. Пробыв несколько дней в руках эсэсовцев, Емец сдал ключи представителям оккупационных властей1.

Несколько фресок из Михайловского собора были переданы в экспозицию музея Национального института доисторических времен и древней истории (Museum des Landesinstitutes fur Vor- und Fuhrgeschichte), организованного в Киеве в конце 1941 - начале 1942 гг. В их число входила фреска с изображением шестиконечного русского православного креста и три орнаментальные фрески2.

По-видимому, немецкие специалисты работали со списками и описями архивов Архитектурно-исторического заповедника Софийский музей. Это видно из документов Оперативного штаба Розенберга о вывозе культурных ценностей из Киева. В частности, имеется рапорт украинского отделения Оперативного штаба, датированный 2 декабря 1943 года, в котором содержатся подробные списки предметов, эвакуированных из Архитектурно-исторического заповедника (который по-немецки именуется "Architekturmuseum") и Краеведческого музея3. Наряду со старинными гравюрами, картами, рисунками, планами, негативами и позитивами фотографий памятников архитектуры в списках числились и другие произведения искусства, в том числе одна подлинная мозаика и 27 фресок из бывшего Михайловского собора - всего 28 наименований. Каждый предмет хранился в отдельной коробке. Коробки из Софийского музея-заповедника имели помету "АM". Для мозаик и почти всех фресок в списках указаны тип произведения, размеры, состояние (во всех случаях "хорошее") и помета о подлинности ("ориг."). Они были вывезены из Киева 7 октября 1943 года в двух железнодорожных вагонах ("Munchen 92811 и Kassel 76248). Местом назначения специального железнодорожного состава с культурными ценностями был Краков, где предполагалось тщательно просмотреть их, сфотографировать и заново упаковать. Одним из тех, кто сопровождал состав, был знаменитый украинский ученый и музеевед Петр Куренной. Возможно, это был не единственный транспорт с памятниками культуры из Михайловского собора, но никаких других документов до сих пор не обнаружено.

В Краков специальный состав прибыл 18 октября. Предметы из Киева оставались здесь несколько дней. Однако сопровождавшие их украинские специалисты не получили полного доступа к ним и возможности свободно работать с ними. В качестве одного из возможных последующих пунктов назначения состава в немецких документах указывается Ратибор. Учитывая, что значительная часть перемещенных фондов украинских музеев впоследствии была отправлена на хранение в старинный немецкий замок в городе Хохштадт, можно предположить, что именно туда в конечном счете и прибыли древние украинские мозаики и фрески из Киева. Свидетели вспоминают, что П. Куренной и другие украинские специалисты приехали в Хохштадт из Харькова в начале 1944 года, вслед за перемещением туда предметов культуры из музеев Украины.

После капитуляции фашистской Германии Хохштадт оказался в зоне Американской военной администрации, и обнаруженные здесь предметы культуры обрабатывались в Сборном пункте в Мюнхене. В ходе послевоенной реституции предметы, принадлежавшие украинским музеям, были переданы Советской военной администрации в Германии (СВАГ), но в картотеке мюнхенского Сборного пункта не значится никаких мозаик или фресок из Киева. (Следует заметить, что американские документы как по форме так и по содержанию носят настолько общий характер, что на их основании не был идентифицирован ни один из предметов, возвращенных впоследствии в Киев.) Следует подчеркнуть, что когда в 1947 году в Германию из Киева приехали украинские специалистам с целью отбора предметов, вывезенных из украинских музеев, СВАГ не дал им разрешения на въезд в Мюнхен4. Украинские культурные ценности затем были свезены в хранилище "Дерутра" в Берлине, где с ними работали российские музееведы. Известно, что 7 ноября 1947 года из Берлина в Москву был отправлен состав особого назначения. В нем было 11 вагонов, в которых перевозились 2500 ящиков с ценными музейными экспонатами. Отдельный состав из восьми вагонов перевозил в Киев фонды украинских музеев.

В конце 1947 года эти культурные ценности прибыли в Киев, где их приемкой и распределением занялась специальная комиссия, возглавлявшаяся А. Викторовым. Работа продолжалась с 4 января по 15 марта 1948 года. В документах комиссии упоминается мозаика из Михайловского собора, которая находилась в "состоянии сильного разрушения"5.

Еще один источник, в котором зафиксировано возвращение из Германии памятников культуры Михайловского собора, это документы о передаче Софийскому музею-заповеднику прибывших из Германии фресок. Эти документы, составленные вышеупомянутой комиссией, датированы 25 июня 1949 года, т.е. годом спустя после возврата предметов в Киев. Согласно этим документами, в 10 ящиках находились фрески, почти все сильно поврежденные, а от трех не осталось ничего, кроме фрагментов. Было установлено, что в ящиках были пять изображений разных лиц (из восьми вывезенных): "Пророк Захария", "Дева Мария", "Архангел Гавриил", неизвестный святой, а также ноги и ступни человеческой фигуры (очевидно, нижняя часть фрески "Пророк Самуил"); изображение шестиконечного русского православного креста, символический орнамент и еще четыре комплекта фрагментов, которые комиссия в тот момент не сумела идентифицировать6. После того, как эти изображения были реставрированы в 1950-51 гг., они выставлялись и хранились в фондах Софийского заповедника.

По некоторым источникам, СССР было возвращено 26 ящиков с предметами из Михайловского собора. До настоящего времени все обстоятельства их возврата не установлены.

В этом плане весьма интересно то, что значительное число мозаик и фресок из Михайловского собора оказалось в крупнейших российских музеях - Третьяковской галерее и Историческом музее в Москве, Русском музее и Эрмитаже в Санкт-Петербурге и Архитектурно-историческом музее-заповеднике в Новгороде. В их число входят фрески с символическими изображениями "Св. Николай" и "Мученик Севастьян", мозаика с ликом неизвестного святого, а также четыре фрагмента орнаментальных фресок и не менее восьми орнаментальных мозаик. Эта цифра на самом деле может быть гораздо больше: помимо двух фрагментов, которые автор видел в Эрмитаже (Санкт-Петербург), там же обнаружились еще девять фрагментов, сравнительно недавно доставленных из Новгорода. Примечательно, что до последнего времени большинство из этих памятников культуры не выставлялось и не упоминалось в печати. А сведения о фресках Михайловского собора, хранящихся в Новгороде, до сих пор держатся в тайне, хотя автор располагает пятью фотографиями фрагментов орнаментов, три из которых были положительно идентифицированы путем сравнения с опубликованными фотографиями из предвоенных архивов Архитектурно-исторического заповедника Софийский музей в Киеве.

Известно, что после того, как в 1947 году из Берлина в Москву прибыл специальный состав с советскими культурными ценностями, несколько вагонов отправились дальше, в Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Установлено, что в грузе, доставленном на склад в Павловск, были ящики с памятниками культуры из Михайловского монастыря. Заметим, что одним из советских экспертов, занимавшихся распределением фондов советских музеев, которые были собраны на складах "Дерутра" в Берлине, был знаменитый ленинградский искусствовед Анатолий Кучумов.

Таким образом, какая-то часть мозаик и фресок Михайловского монастыря, возвращенных в СССР, не была передана законному владельцу, Архитектурно-историческому заповеднику Софийский музей, а разошлась по ряду музеев России. (...)

 

П р и м е ч а н и я:
1 Центральный гос. архив высших органов власти Украины, ЦДАВОУ, ф. 4802, оп. 1, спр. 60, л. 3.
2 Там же, ф. 3676, оп. 1, спр. 225, л. 274.
3 Там же, л. 271-274.
4 Там же, ф. 4762, оп. 1, спр. 155, л. 55-56, 65; Центральный гос. архив общественных объединений, ф. 1, оп. 23, спр. 2818, л. 1-2.
5 ЦДАВОУ, ф. 4762, оп. 1, спр. 203, л. 88-89.
6 Архив Государственного архитектурно-исторического заповедника Софийский музей.

Джерело: Кот Сергей Древние украинские мозаики и фрески, утерянные во время войны и ныне хранящиеся в российских музеях // Военные трофеи: Международный бюллетень. - 1998. - № 5.