Наталья ЧЕЛЫШЕВА Реституция права собственности на национализированное имущество в России и в странах Восточной Европы

12 серпня 2016

По действующему российскому законодательству процесс передачи права собственности на ранее национализированное имущество частным лицам определяется термином “приватизация”, под которой понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Таким образом, приватизация не имеет правопреемственной связи с национализацией, проведенной в годы советской власти. Собственником имущества в порядке приватизации может стать любое физическое или юридическое лицо независимо от того, принадлежало ли это имущество ему или его правопредшественникам на праве собственности до национализации.
Более того, ряд нормативных актов прямо опровергает наличие правопреемства между прежним собственником ранее национализированного имущества и новым собственником вновь приватизированного имущества. Так, согласно ст. 16.1 Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий” от 18.10.91 № 1761-1 не подлежит возврату, возмещению или компенсации реабилитированным лицам имущество, национализированное в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изъятия. Согласно п. 3 ст. 25 Земельного Кодекса РФ не подлежат возврату земельные участки, которые были национализированы до 01.01.91 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их национализации.
Иной порядок преобладает за рубежом в станах бывшего социалистического лагеря. Почти во всех странах Восточной Европы после крушения социалистической системы процесс передачи ранее национализированного имущества частным собственником имеет правовую природу восстановления имущественных прав, нарушенных в период социалистического режима. Право собственности на отдельные категории национализированного имущества бывшим частным собственникам передается в порядке реституции.
Так, в Болгарии в принят Закон о восстановлении права собственности на национализированные недвижимые имущества от 05.02.92, согласно которого восстанавливается право собственности бывших собственников национализированного имущества или их законных наследников [3, c. 76-77].
В Чехии на восстановление прав бывших собственников, нарушенных в 1948-1991 гг., направлены Закон о внесудебной реабилитации и Закон об урегулировании прав собственности на землю и иное сельскохозяйственное имущество 1991 г. [4, c. 18, 164]. В Словакии приняты Закон № 403/1990 Свода законов о компенсации последствий отдельных имущественных ущербов, Закон № 119/1990 Свода законов о судебной реабилитации, Закон № 282/1993 о компенсации отдельного материального ущерба, нанесенного церквям и религиозным обществам [5]. Согласно перечисленных законов, реституция распространяется на имущество, ставшее государственным на основании правовых актов, отменённых после 1990 г. Если в коммунистические времена имущество стало государственным по закону, оставшемуся в действии после 1990 г., то право собственности остается у государства.
В России в настоящее время предложено два законопроекта о возврате национализированного имущества прежним собственникам в порядке реституции. Первый проект закона “О восстановлении прав собственности физических и юридических лиц на имущество, принудительно отчужденное органами власти во внесудебном порядке после марта 1917 года”, предусматривающий право физических и юридических лиц на предъявление исков о восстановлении права собственности на имущество, изъятое государством без компенсации на основании актов органов государственной власти РСФСР (реституционные иски) [1].
Второй проект закона “О восстановлении прав религиозных организаций на имущество религиозного назначения и иное принадлежащее им имущество, национализированное или муниципализированное до 1991 года и находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований” предусматривает порядок восстановления прав религиозных организаций, официально действовавших на территории России, или их правопреемников на имущество религиозного назначения [2].
Для осуществления реституции в России в настоящее время обязательным условием является признание незаконными правовых актов о проведении социалистической национализации. Характерной чертой восточноевропейских законов о реституции является признание незаконными фактов изъятия имущества, совершенных коммунистической властью, которая в настоящее время рассматривается как нелегитимная с учетом исторических особенностей развития данных государств. До тех пор, пока социалистическая национализация в СССР будет рассматриваться как законная форма выражения воли государственной власти, в России реституция будет невозможна. С этой целью п. 1 ст. 3 законопроекта “О восстановлении прав собственности физических и юридических лиц на имущество, принудительно отчужденное органами власти во внесудебном порядке после марта 1917 года” провозглашает отмену правовых актов, действовавших на территории РСФСР и СССР, направленных на экспроприацию собственности физических и юридических лиц, как несоответствующих Конституции РФ. Именно эта правовая норма будет являться основой дальнейшей правовой регламентации процесса реституции.
До настоящего времени правовые акты социалистической национализации незаконными не признаны, а потому право собственности государства на имущество, изъятое в соответствии с ними, является приобретенным в собственность государства на законном основании и не может быть прекращено в порядке реституции.

Литература
1. О восстановлении прав собственности физических и юридических лиц на имущество, принудительно отчужденное органами власти во внесудебном порядке после марта 1917 года [Электронный ресурс] : законопроект. – Режим доступа: http: //www.uou.mko.ru/rus/prog_zak3.shtml.
2. О восстановлении прав религиозных организаций на имущество религиозногоназначения и иное принадлежащее им имущество, национализированное или муниципализированное до 1991 года и находящееся в собственности Российской
Федерации : законопроект [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.legislature.ru/monitor/raznoe/297572-3.shtml.
3. Залесский, В. В. Преобразование института права собственности в гражданском праве Болгарии и Польши [Текст] / В. В. Залесский // Законодательство и экономика. – 1998. – № 4. – С. 76–77.
4. Правовые системы стран мира: энциклопедический справочник [Текст] / отв. ред.А. Я. Сухарев. – М. : Норма, 2003. – 387 с.
5. Чарногурски, Я. Реституция имущественных прав в Словакии [Электронный ресурс] : доклад на Международном экспертном семинаре “Право собственности и его реституция: опыт посткоммунистической Европы и значение этого опыта для России” /Я. Чарногурски. – Москва. – 28–29 ноября 2003 г. – Режим доступа : http: //www.netda.ru/konf/restitut/slovakl.htm.